Владимир Нейштадт решил поделиться, как складывалась его карьера сочинителя шахматных этюдов, вспомнить о наставниках, какие-то интересные случаи. Тем более есть весомый повод: ровно 60 лет назад была опубликована его первая композиция. И не где-то, а в газете, читателями которой были миллионы советских ребят.
Советы легендарного советского мастера Василия Панова и ошибка очаровательной практикантки из газеты «Авангард»
Тринадцатилетним подростком я однажды проснулся знаменитым. А жил тогда на Волге широкой – в старинном российском городке Угличе. Главная его достопримечательность – Церковь царевича Дмитрия «на крови», построенная в 1692 году на предполагаемом месте убиения последнего царского наследника из рода Рюриковичей.
Побывав в этом знаменитом храме в качестве экскурсанта вместе с одноклассниками из 3-й средней школы, я зарылся в историческую литературу, обуреваемый желанием раскрыть тайну той угличской драмы. Посещая городской архив (в одиночку не осмеливался, брал с собой сестру), попутно заинтересовался судьбами людей, чьими именами были названы улицы Углича. То есть ещё мальчишкой увлёкся краеведением, что много лет спустя вылилось в десятки краеведческих статей в «Алтайской правде», многие из них отображены на её сайте: сериалы «Алтай на стройке»», «Генпланов наших громадьё», «Барнаул мог стать совсем другим» и так далее, всего не перечесть.
А шахматные досуги посвящал сочинению задач и этюдов, начал посылать их в «Пионерскую правду». Тираж её тогда составлял 7,5 миллиона экземпляров, выходила два раза в неделю. Шахматный отдел в «Пионерке» изобретательно вёл известнейший советский мастер и теоретик Василий Панов, его культовую «Первую книгу шахматиста» я изучил от и до. Василий Николаевич поначалу браковал мои опусы из-за наличествующих в них побочных решений, от него я и получил первые советы «начинающему шахматному композитору». И одно из писем мэтра заканчивалось оптимистичной фразой: «Способности у тебя есть, но не надо торопиться…»
Наконец, получаю письмо на фирменном бланке «Пионерской правды» с окрылившим меня содержанием!
Письмо от Василия Панова
Письмо датировано 28 апреля 1964 года, а ждать появления моего первенца на страницах легендарной детской газеты пришлось настолько долго, что я уже потерял веру. Как вдруг в середине лета… Играем с пацанами в футбол, тут ко мне подбегают двое знакомых ребят и, протягивая газету, говорят: «Ты ничего не посылал в «Пионерскую правду»?» Схватив газету, я помчался домой поделиться радостью с домашними!
«Пионерская правда», 1964
Ничья
1. Лd3+! Kpxd3 2.cxb7 Cd6 3.b8Ф! Cxb8 4.Cb1! cxb1Ф – пат!
Каким-то образом этот номер «Пионерской правды» попался на глаза главреду угличской районной газеты «Авангард», в результате её практикантка, очаровательная девушка с пышной причёской, вскоре пришла брать у меня, мальца, интервью. Как мог, с помощью отца растолковал милой гостье, что такое шахматные этюды.
Помимо «Пионерской правды», Василий Панов (на снимке) многие годы был шахматным обозревателем «Известий», а в 1999-2002 годах шахматный отдел в этой крупнейшей центральной газете (рождённой в 1917-м в Петрограде) вёл и ваш покорный слуга.
Спустя пару дней ранним утром полетел в газетный киоск. Он был, кажется, всего один-единственный на весь наш тишайший провинциальный городок и располагался на его центральной площади, километрах в двух от трёхэтажки на улице Северной, где тогда проживала наша семья. Дрожащей рукой протянул старенькой киоскёрше две копейки, нетерпеливо выхватил из её рук пахнущий типографской краской номер «Авангарда», впился взглядом в заметку о себе и… «очи застила пелена»… Ёлы-палы! В заметке было сказано, что этюд, опубликованный в «Пионерской правде», я не сочинил, а решил! Хотя никто из моих друзей и одноклассников, кажется, этой досадной ошибки в газете не заметил, я ходил сам не свой.
Первый приз – будильник
Новое увлечение настолько меня захватило, что я принялся сочинять этюды прямо на уроках. Расчерчивал диаграммки в своих школьных тетрадях в клеточку, рисовал в этих квадратиках фигурки… И как-то на уроке математички, нашей классной любимицы черноглазой Людмилы Ивановны Поляковой, едва удержался от радостного восклика, сочинив за каких-то полчаса этюд такого уровня, которого я ещё не достигал. Отправил свой новоиспечённый опус на международный конкурс «Днепровской правды» (объявление о нём прочёл в «Шахматах в СССР»), и арбитр международный мастер Тигран Горгиев (проживавший там же – в Днепропетровске) удостоил моё творение высшим отличием! А последующие призы завоевали известный советский мастер и теоретик из города Черновцы Николай Копаев, Виталий Коваленко из Владивостока, будущий международный мастер, москвич Эрнест Погосянц, будущий международный гроссмейстер по композиции…
Выигрыш
1.Лf5+ Теперь если 1…Kpg3 ,то 2.Cxh4+ и белая ладья следом забирает чёрного коня. Но чёрные жертвой ладьи 1…Лf4! подтягивают вражескую ладью к своему королю и после 2.Лxf4+ у них есть два способа на неё напасть с последующей претензией на вечное преследование. В обоих случаях белые выигрывают красивыми симметричными жертвами слона:
a) 2…Kpg3 3.Ce5 Kg6 4. Лe4+ Kpf3 5.Лe1 Kpf2 6.Cg3+! Kpxg3 7.Лg1+.
б) 2…Кре3 3.Cg5 Ke6 4.Лg4+! (Но не 4.Лf5+? Kpe4 5.Лb5 Kd4+ с вилкой) 4…Kpf3 5.Лg1 Kpf2 6.Ce3+! Kpxe3 7.Re1+.
Конечно, меня сильно интересовало, а что же из себя представляет первый приз-то? И вот получаю долгожданное почтовое извещение из Днепропетровска, пришла малюсенькая посылочка, такой кубик из картона... Что же там? Открываю – будильник! Небольшой такой…Тогда будильники ещё были механическими, не электронными.
Бронза на чемпионате страны
Армейская моя служба началась с весеннего призыва более полувека назад в городе Ангарске Иркутской области. Там в один из летних дней внезапно объявили нашей роте построение и на плацу огласили – предстоит передислокация. Кто-то из «дедов» не удержался:
– А где ж теперь служить-то будем?
– У чёрта на рогах, – подмигнул без пяти минут дембелю ротный и взвился тенором: – Разговорчики в строю!
И вскорости перебросили нас по железке за тысячу вёрст в бескрайнюю забайкальскую степь в посёлок вблизи тогда ещё только строившегося города Краснокаменска.
В новой части была хорошая библиотека, на столах – подшивки периодики, в том числе газеты ЗабВО «На боевом посту». И я не замедлил отправить в это окружное издание свои задачи и этюды, их опубликовали.
Те мои опусы в газете заприметил сам командир полка (по-армейски – батя) полковник Иван Дьяков, и однажды он вызвал меня к себе в штаб и рассказал, что в свои студенческие годы делил комнату в общежитии с Юрой Бледновым, а тот был помешан на составлении шахматных задач и мог его, своего соседа, разбудить среди ночи, чтобы продемонстрировать новое творение на 64-клеточной доске. Уже будучи ведущим шахматного отдела «Алтайской правды», я узнал, что перворазрядник Юрий Бледнов, кавалер боевых орденов, воевавший в Великую Отечественную на 1-м Белорусском фронте, в 1954-м (проживая на Дальнем Востоке) был участником чемпионата Сибири в Барнауле. Впоследствии стал известным составителем шахматных задач. Как я понял из тогдашнего разговора с командиром полка, он и сам был неравнодушен к шахматам, и это, безусловно, сыграло свою роль в том, что у нас в части древняя игра была в большом почёте. И не было у меня проблем с увольнительными в Краснокаменск, чтобы сразиться с тамошней шахматной гвардией (в основном это были геологи). А местом шахматных поединков в строящемся городе было цокольное помещение одной из многоэтажек.
Замполит полка подполковник Виктор Рак, а тот вообще был заядлый шахматист, не раз интересовался у меня, не «тиснул» ли я чего-нибудь ещё в забайкальской прессе, и однажды я ему передал вырезку из «Забайкальского рабочего» со своими новыми шахматными ребусами.
Окрылённый интересом командиров части к моим занятиям шахматной композицией, я составил такой этюд, который в 1972-м был опубликован в «Шахматах в СССР» и затем удостоен бронзы чемпионата СССР!
11-й чемпионат СССР по составлению шахматных композиций, 1973 год. Третье место
Ничья
1.h7 Cd5+ 2.e4!(Слона чёрных надо скушать только на центровом поле) Cxe4+ 3.Kxe4 g2+ 4.Kpxg2 gxh3+ 5.Kph1!!(5.Kpxh2 a1Ф 6.Cc3 Cb8+с выигрышем) 5…а1Ф
6.h8Ф+! Фxh8 7.Сс3! Неожиданно перелетевший из угла в угол могучий ферзь чёрных оказался в ловушке – почти на пустой доске! И его всюду настигают вилки! 7…Фg8(h7)-8.Kf6+; 7…Фh6-8.Kf6+,9.Kg8+; 7…Фh4-8.Kd6+,9.Kf5+.
Так может защититься слоном 7…Сd4? Но тогда 8.Сxd4! Фxd4 9.Kd6+! Фxd6 – спасительный пат!
«Финал доминации и пата подан в новом обрамлении», – таков был отзыв судей чемпионата международного мастера Филиппа Бондаренко и международного гроссмейстера Владимира Брона.
Этот этюд и сейчас один из самых мной любимых.
Это я сфотографировался в день публикации в газете «На боевом посту» первой в своей жизни заметки – о шахматном чемпионате нашей воинской части. И в мыслях тогда не держал, что свяжу судьбу с шахматной журналистикой.
Вспоминая учителей…
Вскоре после дембеля, осенью 1972-го, я смог осуществить благодаря родительской материальной помощи свою давнюю мечту – прилетел в Москву, чтобы, наконец, очно познакомиться со своим наставником и соавтором Александром Петровичем Кузнецовым, а заодно увидеть и его однофамильца – Анатолия Георгиевича. Дело в том, что пока я проходил срочную службу в диких степях Забайкалья, Ал. Кузнецов передал Ан. Кузнецову бразды правления отделом в журнале (где Георгич с 1971-го вообще завладел всей композиторской тематикой, подхватив и задачную рубрику). Заочное знакомство с Петровичем завязалось после того, как я, ещё будучи семиклассником, насмелился отправить в «Шахматы в СССР» одного из своих первенцев:
Белые: Крg2,Лe5,Сh2
Чёрные: Крf8,Kf1,пешки f7,c2,e2
1.Cf4 Ke3+! 2.Cxe3 e1K+! 3.Kpf1! Kd3 4.Лa5! c1Q+ 5.Cxc1 Kxc1 6.Ла3 – запирая новоиспечённого коня.
Через какое-то время получаю письмо из «Шахмат в СССР»: вот те раз, Александр Кузнецов (подписавшийся – консультант по этюдам) заметил изъян в моем опусе! Оказывается, на втором ходу белые могут забрать чёрного конька и ладьей – 2.Rxe3 и на 2...c1Q последует 3.Bh6+ Kg8 4.Re8+ с выигрышем. Но приуныть я не успел – в письме указывалось и простое исправление: переставить чёрную пешку с f7 чуток наискосок, на g6 – и всего делов-то.
В 1966-м этюд (в исправленном виде) был в «Шахматах в СССР» опубликован и удостоился похвального отзыва в годовом конкурсе журнала.
Пятый номер «Шахмат в СССР» за 1966 год.
Всё же впоследствии тут обнаружились побочные решения, например, 3.Kpg3 (вместо 3.Kpf1)… Для избавления от них пришлось добавить на d7 чёрную пешку.
Ну, а с Петровичем как-то сразу дело дошло до сочинения совместных этюдов в силу нашей обоюдной тяги к парадоксам на доске с безусловным приматом содержания над формой.
Трудовая биография моего дорогого учителя началась, кажется, с должности товароведа. Участник Великой Отечественной, с фронта вернулся инвалидом: вследствие тяжёлой контузии у него постоянно едва заметно подрагивала голова, заметней – при напряжении мысли… Много лет проработал он техником декоративного садоводства в Государственной библиотеке им. Ленина по озеленению её территории. Был заядлым садоводом, из-за чего в летнюю пору этюды практически не сочинял. Где-то в конце 70-х Петрович написал мне, что тяжело и опасно заболел, что теперь ему лучше, но полностью излечиться от его заболевания невозможно. Он успел прокомментировать свои лучшие задачи и этюды для сборника «Избранные композиции» (издательство «Физкультура и спорт», 1985 г.), но выхода его в свет так и не дождался…
В тот мой приезд в Москву Петровичу было 60, но выглядел он старше своих лет, такой с виду как бы простоватый «деревенский дедушка» с щербатой улыбкой, зимой ходил по дому в стареньких пимах с заплатками. Внешность никоим образом не соответствовала его сути – самоироничного интеллигента, оригинального этюдиста, коллекционера почтовых марок и грампластинок звёзд оперного искусства… Перво-наперво он начал показывать мне толстенные альбомы с марками, поясняя, какие из них самые ценные. А ценных там было немало, он был крупный филателист, может, один из крупнейших в Союзе. Потом перешли к музыкальной составляющей его коллекций.
Тут я, решив показать, что не лыком шит, поинтересовался, нет ли у него пластинки с серенадой Смита в сильно нравившемся мне тогда исполнении Константина Огневого. Он усмехнулся и стал на стареньком проигрывателе заводить пластинки с голосами Марио Ланца, Беньямино Джильи – мол, почувствуй разницу. Я не раз слушал его интересные рассказы о знаковых фигурах в истории итальянской школы оперного пения.
На этой подаренной мне учителем фотографии ему не более 50. Александр Кузнецов был удостоен звания международного мастера, на самом деле многие его этюды – подлинно гроссмейстерского уровня.
…Обосновавшись в 1966-м в Барнауле, наша семья, как и многие соседи по пятиэтажке-хрущёвке на Черёмушках, выписывала несколько периодических изданий, включая и «Алтайскую правду». По прошествии какого-то времени я узрел в ней шахматные колонки под красивой клишированной заставкой «Клуб четырёх коней» со строкой «Отдел ведёт мастер Д. Годес». И однажды отправил ему свой этюдный набросок, а вскоре после этого ведущий шахматной рубрики «АП» опубликовал заметку «Творите, юные!», где предложил такое улучшение моего наброска:
Выигрыш
1.Kb6! b3 2.Kc4 b2 3.Kxb2 Kpxh2 4.Kpd6 Cb8 5.Kpc7 Ca6 6.Kpb6+, выигрывая слона вскрытым шахом.
А я в то время уже подружился с обладателем колоссальной домашней шахматной библиотеки Гавриилом Беломестных (для друзей – Гана) и как-то попросил его познакомить меня с Годесом. Как оказалось, проживавшем неподалеку от моего друга Ганы, в одной из престижных пятиэтажек старой планировки рядом с площадью Октября.
И вот сидим за отлично сервированным столом (хозяйка – чернобровая, миловидная, чем-то напоминающая «Незнакомку» Крамского, особенно рекомендует мне на десерт мясистую свежайшую клубнику под сметану – «только что с грядки») в гостях у кандидата философских наук Дмитрия Годеса. Он старше меня на 11 лет, но просит называть его просто Дмитрий – «мы же коллеги». Чаёвничаем.
Хозяин квартиры рассказал, что составлением этюдов увлёкся ещё будучи старшеклассником одной из школ Харькова (где и появился на свет в 1939-м). А я, уже исследовав у Ганы подшивки «Шахмат в СССР» за 50-е годы, знал, что Дмитрий (вообще-то при рождении получивший имя Дэвис), когда-то был едва ли не лучшим юным этюдистом Советского Союза, получая высшие награды всесоюзных конкурсов для начинающих композиторов.
Мною составлено несколько этюдов в соавторстве с обоими учителями, вот, наверное, самый известный:
Д. Годес, Ал. Кузнецов, В. Нейштадт. 2-й приз международного конкурса ФК «Богатырь» (г. Кривой Рог), 1986 год
Ничья
1.Kd5+ Kpd4 2.Kf3+ Kpxd5 3.Cxe2! d1Ф! 4.Cxd1 Cb5+ 5.Kpc7! f1Ф 6.Cb3+ Cc4 7.Ca4!(угрожая матом на с6,выскочить через поле е4 чёрный король не может из-за коневой вилки на d2,а белый конь неприкосновенен из-за того же Сс6+ с выигрышем ферзя)7…Cb5 8.Cb3+ Cc4 9.Cf4!
Интересная позиционная ничья.
Вернувшись из армии, я семью Годесов (у них в 1968-м родился сын Роман) в Барнауле уже не застал, они переехали в Рязань. Но мы продолжали составлять совместные этюды с Дмитрием Романовичем, обмениваясь письмами. И жаль, я не догадался в той нашей переписке выяснить некоторые важные моменты в биографии учителя-соавтора. В Барнауле он обосновался, полагаю, не позднее 1959-го, именно в тот год он победил в чемпионате Барнаула. После чего почему-то ни разу не сыграл ни в чемпионатах столицы края, ни в краевых чемпионатах (хотя кто бы ему тогда составил серьёзную конкуренцию, ведь лучшие годы Василия Лепихина были уже позади в силу возраста). «Отлынивавший» от боёв местного значения сосредоточился на турнирах российского и всесоюзного ранга, в 1966-м был удостоен мастерского звания. И выходит, никто иной как Дмитрий Годес стал первым шахматистом-барнаульцем – мастером спорта СССР по шахматам. Ведь Рувиму Куру это почётное звание было присвоено позднее, в 1970-м.
Интересно, что, переехав из Барнаула в гораздо более древнюю Рязань (основанную в 1095 году), Дмитрий стал много играть и в тамошних турнирах. Шесть раз брал первое место в чемпионатах Рязанской области. Успешно сражался во всесоюзных турнирах, так, в 1979-м поделил золото чемпионата Центрального совета ДСО «Труд», в 1988-м бывшему барнаульцу присвоили звание международного мастера.
Дмитрий Годес (справа) и международный гроссмейстер Валентин Руденко – на одном из всесоюзных фестивалей шахматных композиторов в Одессе. Начало 1980-х.
В те же годы он одновременно играл и в турнирах по переписке, взял серебро 17-го заочного чемпионата СССР (1986-1988 гг.), за второе место в крупнейшем заочном международном турнире памяти С. Миротворского был удостоен звания гроссмейстера ИКЧФ (международная федерация шахматной игры по переписке). Словом, мой соавтор был выдающимся аналитиком.
Дмитрий Годес трагически погиб в Рязани в апреле 2007-го.
Играл в одной команде с будущими легендами алтайского футбола Брыкиным и Федуловым
Возвращаясь к доброй многолетней дружбе с Гавриилом Беломестных. Тысячу раз я наведывался в его заполненную книжными стеллажами гостеприимную двушку на улице Деповской, чтобы не только погрузиться в изучение библиотечного богатства, но ещё и обкатать свой очередной этюд. И не раз Гана, сильный аналитик, находил в моих опусах какие-то изьяны, так сказать, возвращал на доработку.
При этом частенько угощал кружечкой-другой необычайной вкусноты домашнего винца, приготовленного супругой Надеждой из плодов сада. Под кухонным столом у них в течение лета неизменно появлялись три огромных стеклянных бутыли с вином из яблочек, черноплодной рябины, облепихи, чего-то ещё… Ну а я, направляясь к своему старшему другу, нередко покупал в гастрономе «Под шпилем» только появившиеся в ту пору в Барнауле креветки… На закусь.
Интересно, что в свои юные годы Гавриил мечтал стать классным футбольным вратарём, надёжно защищал ворота барнаульского «Локомотива», а по комплекции был точь-в-точь как его кумир, легендарный голкипер московского «Динамо» Алексей Хомич: среднего роста, крепкий, плотный. Играл и за юношескую сборную края вместе с Борей Брыкиным и Толей Федуловым, атлетически сложенными будущими звёздами – лидерами атаки барнаульского «Темпа».
И всё же любовь к шахматам пересилила. Возможно, на этот выбор повлияло то, что ещё в 1952-м, 18-летним юношей, Гана выиграл чемпионат Барнаула. В последующем неоднократно становился призёром краевых чемпионатов (а разряда КМС он достиг ещё в свои армейские годы), увлекался и игрой по переписке, побеждая в международных турнирах. Будучи тренером сильной барнаульской шахматистки-заочницы, инженера-конструктора завода мехпрессов Валентины Пименовой, помог своей подопечной выиграть серебро чемпионата СССР 1978-1980 гг. в игре по переписке.
С годами Гана полностью переключился на судейство, стал судьёй всесоюзной категории.
По жизни он был большой дипломат, осмотрительный, и у него, по-моему, никогда не было врагов.
Уникальная фотография из домашнего архива. Барнаул, лето 1989-го, участницы и судьи полуфинала чемпионата СССР среди женщин. Гавриил Беломестных – второй слева, Рувим Кур – крайний справа, рядом с ним тогдашний директор Барнаульского шахматного клуба Борис Хромченко. Пятая справа – самая именитая из участниц гроссмейстер экс-чемпионка СССР Лидия Семёнова. Справа от неё – врач турнира профессор, шахматист-перворазрядник Григорий Кагаловский и мастер Елена Харькова, поделившая в том полуфинале первое-второе места с Семёновой.
Автор этих строк в Барнаульском шахматном клубе, начало нулевых.
Найти то, что в практических шахматах считают фантастикой
В этих словах сформулировано моё кредо этюдиста. Находки парадоксов – в нижеследующих этюдах вашего покорного слуги.
Кубок мира, 2010 год. 1-й почётный отзыв
Ничья
1.Kd7+! Kxd7 2.e7+ Kpe8 3.Kc7+! Фxc7 4.Лa8+ Kb8 5.Kpb1!(Тихий ход в острейшей позиции!) Фb6 (5…Фb7 6.Cd5!; 5…Kpd7 6.Cb5+ Kpd6 7.e8K+!) 6.Лxb8+ Фxb8 7.Cb3! Qb5 (слон неприкосновенен из-за пата) 8.Са4! Фd7 (вновь нельзя брать слона из-за пата) 9.Cc2! (в этом красивом тихом ходе – спасение белых!) 9…Фа7 10.Са4+ Фd7 11.Сс2 (позиционная ничья! Чёрные не могут, как ни странно, выиграть с лишним ферзём!).
В течение 2010-х я публиковал на популярном российском шахматном сайте Chesspro серию статей о знаменитом американском гроссмейстере Ройбене Файне (он был на пару с Паулем Кересом триумфатором легендарного турнира АВРО-1938). По ходу этих публикаций возникла потребность проинтервьюировать другого заокеанского гросса (и автора ставших классикой шахматных этюдов) Пала Бенко, неоднозначного человека с очень непростой судьбой. Знаменитого прежде всего тем, что на турнире претендентов «Кюрасао-1962» он вчистую переиграл Бобби Фишера (применив тайное оружие – дебют 1.g3) и победил в концовке острой претендентской гонки Пауля Кереса, испортив тому финиш. И на матч с Михаилом Ботвинником тогда вышел Тигран Петросян, воцарившийся далее на троне…
У нас с Бенко завязалась переписка, и я решил познакомить его со своими лучшими этюдами. И получил из-за океана письмо, где Пал особо отметил вышепривёденный опус (из Кубка мира-2010): «Прекрасная идея!» И по-доброму напутствовал: «Продолжайте ваше хорошее дело!»
Подробнее о нашей с ним переписке по электронной почте можно прочесть по ссылке: https://chesspro.ru/enciklopediya/strast-i-voennaya-tayna-grossmeystera-roybena-fayna-chast-12
Добавлю, что тот мой этюд, особенно понравившийся американскому гроссмейстеру (и международному мастеру по шахматной композиции), вошёл в «Альбом ФИДЕ» за 2010-2012 годы (это собрание лучших в мире задач и этюдов за трёхлетний период).
Международный конкурс чешского шахматного журнала «Ческословенски шах», 2019 год. 2-й приз
Ход чёрных. Ничья
Обычно в этюдах начинают игру белые. Но не запрещается и отдавать право выступки чёрным…И в этом этюде они сразу ошеломляют соперника каскадом жертв!
1…g4+! 2.hxg4 (2.Kpe4? Kd6+!) 2…Kg5+! 3.Фxg5 Лg3+! 4.Kpxg3 (4.Kpe2? Лg2+ 5.Kpf3 Лf2+! 6.Kpe4 Лf8 7.Фe7 Лf4+! 9.Kpxf4 Kd5+ с победой) 4…Kf1+ 5.Kph3! (король стремится в патовое гнездо) 5… Cxg5 6.Ce4+ c6! (6…Kpxa7 7.Kc6+ Kpxa6 8.Cd3+! Фb5 9.Cxb5+ Kpxb5 10.Kd4+ Kpc4 11.Ke6 c ничьей)7.Kb5!! Неожиданная жертва коня, и теперь чёрным вообще-то грозит мат слоном на с6, а если ферзь берёт пешку а6, то последует коневая вилка на с7. И вдобавок ведь волшебный конь белых подхватил поля а3 и с3, полностью прикрывая своего короля от шахов неприятельского ферзя!) 7…Фxb5 Чёрным ничего другого не остаётся, но тогда 8.Cxc6+! Фxc6-и белые спаслись патом.
Международный конкурс в честь 140-летия великого русского этюдиста В. Платова, 2019 год. Специальный приз
Ничья
1.b5!(1. Фg3? Ke3+ 2.f3 Kxf5 3.Фg8+ Kpc7 4.Фg2 Cxh6 с выигрышем чёрных) 1…Фd5 2. Qd6+! Qxd6 3.h7 Bc3! 4.Kxc3!(4.Cxc3? Фd1+ 5.Kpxh2 Фh5+ 6.Kpxg2 Фxh7 7.f6 Фf5 8.f3 e5, побеждая)
4…Фd4 5.f6!(5.fxe6? Kf4 6.e7 Фe5, выигрывая) 5…Фxf6 6.Ka4! e5 7.Kb6!! Эффектный удар! 7…axb6 (Преждевременно было 7.f4? ввиду7… Kxf4 и на 8.Kb6 чёрный король выскочит из тисков Kpc7!). 8.f4! – только теперь надо пожертвовать и эту пешку…8…Kxf4 (Если 8…Фf8,то 9.Cxe5+ Kpa7 10.h8Ф Фxh8 11.Cxh8 Kxf4 12.Kpxh2 Kd5 13.Ce5 Ke3 14.Cc3 Kc4 15.Cb4 Kpb8 16.Kpg3 Kpc7 17.Kpf4 Kd6 18.Kpe5 Kxb5 19.Kpd5=)
И комбинационная концовка: 9.Cxe5+! Фxe5 10.h8Ф+ Qxh8 – пат!
А этот этюд вошёл в «Альбом ФИДЕ» за 2019-2021 гг.
Летом 2023-го на композиторском поприще дебютировал дуэт Юрия Базлова из Набережных Челнов и автора этих строк.
Юрий – победитель 15-го чемпионата СССР, серебряный и бронзовый призёр чемпионатов мира по составлению этюдов, международный гроссмейстер. А первый наш совместный этюд разделил 1-4 призы на международном конкурсе в честь 75-летия известного аргентинского деятеля шахматной композиции Марио Гарсии (1948-2024). И одним из тех, кто разделил тогда с нами победу, был и некогда грозный нидерландский гроссмейстер Ян Тимман (один из сильнейших западных шахматистов в середине 80-х), с возрастом отошедший от турнирных сражений и полностью переключившийся на составление этюдов.
В том же 2023-м нашему с Юрием дуэту сопутствовал успех и на международном конкурсе в честь юбилея столицы Урала (где я в своё время учился на журфаке УрГу).
Ю. Базлов, В. Нейштадт. «Екатеринбург-300», 2-й приз
Ничья
1.Кg6+! Kрg8 2.Фf4! (2.Фb1? Кe3 3.Сc8 Кb4! 4.Кf4 Кec2! 5.Сe6+ Лxe6 6.Кxe6 Фf7 c выигрышем чёрных) 2…Кe3! 3.c7 Чёрный конь теперь может шахнуть на два поля. В случае 3…Кf5+ 4.Фxf5 Фxf5 5.c8Ф Лxc8 6.Сxc8 неминуемо самозапатование белых – после жертвы слона на е6. Хитрее 3… Кg4+! И теперь после 4.Фxg4 Фf7 5.Фe6! Фxe6 6.c8Ф Лxc8 7.Сxc8 вроде та же самая ситуация – ферзь отступит куда угодно, далее тот же шах слоном на е6 с патом со связкой коня. Но у чёрных в этом случае есть коварное 7…Фxc4! И теперь шах слоном на е6 не проходит, поскольку оживает пешка с3! Поэтому белые сперва заставляют соперника уничтожить этого самого пехотинца: 8.Сb7! Грозит 9.Сd5+ с вилкой на е7. Выпрыгнуть чёрный король не может: 8…Kрf7 9.Кe5+ с новой вилкой. Чёрным остаётся только 8…Кxc3, но тогда белый слон спокойно возвращается 9.Сc8! и проходит главный план 9…Фf7 10.Сe6! Фxe6 с патом со связкой коня.
К помощи компьютера я прибегаю только на этапе проверки этюда. Но немалое число этюдистов, включая и именитых, нередко извлекают из той или иной базы разнообразные находки искусственного интеллекта и пускают их в дело. В этом случае, по-моему, справедливо будет указывать над диаграммой этюда ИИ в качестве соавтора.
Трижды превращаются белые пешки в коней в моём нижеследующем этюде, поделившем на прошлогоднем, 21-м по счёту командном чемпионате России 5-6 места(с этюдом Юрия Базлова)
Выигрыш
1.d8К!
Защита от мата,1.Крh8? Фh3+!
1… Фd5! 2.Kg2!
Ход конём с аналогичной целью 2. Kd3? ведёт только к ничьей 2…Фxd8+ 3.f8K+ Kpf5 4.Kph8 Фxd3=.
Если 2.Ке6?,то 2…Фxe6 3.Kph8 Фxf7 4.g8Ф+ Фxg8+ 5.Kpxg8 Kpf5 6. Kpf7 g3 7.f3 Kpf4=.
2…Фxd8+ 3.f8K+! Kph6 4.Kph8 f5!(Если 4… Фd4 ,то 5.Ке6! Фе5 6.g8Ф f5+ 7.Kg7, выигрыш)
5.g8K+! Kph5 6.Kf4+ Kph4 7. K8g6+ Kpg5 8.Ke6+ Kpxg6 9.Kxd8 g3(9…Крg5 10.Ke6+ Kph4 11. Ke7,выигрывая) 10.fxg3 Kpg5 11. Ke6+ Kpg4 12.Kf6+! Kpxg3 13.Kh5+ Kpf3 14. Kh(e)f4! небольшая дуаль в завершающей блокировке чёрного пехотинца на поле f5. И теперь белые выигрывают согласно аналитике основоположника отечественной шахматной композиции Алексея Троицкого.
Кстати, на стадии завершения уже 22-й командный чемпионат России, и в нём также участвует сборная края, в ее составе, кроме меня, бийчанин Александр Тюнин и барнаулец Юрий Алексеев (капитан команды). В ближайшее время наша композиторская дружина познакомит с результатами этого российского чемпионата читателей сайта Федерации шахмат Алтайского края.
Владимир НЕЙШТАДТ