Справка
Алексей Сорокин родился 13 апреля 2000 года в Барнауле. Окончил гимназию № 42. Первый и пока единственный «доморощенный» гроссмейстер в Алтайском крае.
Бронзовый призёр первенства Европы среди юношей до 16 лет (2016), победитель первенства России среди юниоров до 21 года (2017), серебряный призёр Кубка России по быстрым шахматам (2018), бронзовый призёр Кубка России по шахматам (2018), победитель US Open – открытого чемпионата США (2022).
В Барнауле в первой половине августа проводилось детско-юношеское первенство края по шахматам. Для многих участников приятным сюрпризом стала встреча с первым алтайским гроссмейстером Алексеем Сорокиным, который последние шесть лет провёл в США. В Краевом шахматном клубе он полтора часа отвечал на вопросы детей и взрослых, а затем провёл сеанс одновременной игры на 24 досках (ничьих добились Полина Пупкова из Бийска и Тимофей Маслак из Славгорода).
Здесь корни
На малую родину Алексей приехал, чтобы повидаться с родителями. Изменившийся облик Барнаула его приятно удивил. Чувствует себя комфортно:
– Некоторые районы с трудом узнаю, очень много строительства, новых домов, даже в центре. Интересные торговые сети появились в городе. Я уже десять видов кока-колы попробовал. И часто беру шашлык. В Техасе, где я жил, развита культура мяса – стейки, барбекю, но всё-таки это не наш классический шашлык. Расстраивает только то, что в телефоне половина приложений теперь не работает из-за блокировок.
Понравился гроссмейстеру и Краевой шахматный клуб. В новом помещении на улице Советской Алексей побывал впервые:
– Раньше он располагался на Гоголя, там было душевно. Новый клуб тоже отличный, он больше и вместительнее, что важно. Можно легко принимать крупные турниры.
В шахматы Сорокин пришёл относительно поздно – в восемь с половиной лет. До этого занимался другими видами спорта, в хоккейной школе даже играл в одном звене с Андреем Свечниковым и Кириллом Марченко, которые сейчас выступают в клубах НХЛ. Однажды с пловцами Алексей поехал в летний лагерь, но почти всё время проводил в кружке, где решали простые шахматные задачки. Вскоре родители отвели будущего гроссмейстера в секцию по шахматам, которая располагалась прямо в гимназии, где он учился. Первым тренером Алексея стала женский мастер ФИДЕ Татьяна Цепенникова. Спустя несколько лет Сорокин в качестве лидера привёл родную 42-ю гимназию к бронзовым медалям во всероссийском финале «Белой ладьи» – до сих пор это наивысшее достижение для команд Алтайского края.
При общении со сверстниками – будущими шахматными звёздами – возникали комичные ситуации. Сорокин поделился одной историей:
– Помню, на юниорском первенстве России, которое я выиграл в 2017 году, общался с Андреем Есипенко и Алексеем Сараной. Мы обсуждали детские турниры, они рассказывали, как один выиграл, а другой стал призёром первенства России среди мальчиков до 9 лет. Спрашивают меня, говорю: «Я еще не играл в шахматы». Это было довольно смешно. Многие гроссмейстеры начинали в возрасте 5-6 лет, мой пример показывает, что достичь успеха можно, если стартовать попозже.

2017 год. Алексей Сорокин, Андрей Есипенко и Давид Паравян перед награждением на юниорском первенстве России / Фото из личного архива Алексея Сорокина
По ту сторону океана
Ещё одиннадцатиклассником Алексей довёл свой рейтинг ФИДЕ до 2500 пунктов и выполнил две гроссмейстерские нормы из необходимых трёх. И тут ему поступило заманчивое предложение – учиться в Техасском технологическом университете. Сорокин не стал отказываться:
– Предложили хорошую стипендию, играть за университетскую команду. Я подумал, что это интересная возможность и в жизненном плане, и в учёбе, и в спорте. Всё-таки в Алтайском крае я был единственным шахматистом на таком уровне. А когда переехал, попал в сильную группу: со своим рейтингом я был в ней последним. С нами занимался прекрасный тренер, который выигрывал чемпионаты США, даже опережал Накамуру (второй номер в текущем рейтинге ФИДЕ после Магнуса Карлсена. – Прим. авт.). Можете себе представить уровень. И да, я очень многое выучил там, стал настоящим гроссмейстером, понял, где можно усилить свою игру.
В Америке Алексей почти перестал участвовать в соревнованиях по блицу и рапиду – в его студенческом городке просто не было такой возможности. Зато в классике, которая в мире шахмат и ценится больше всего, он вышел на новый уровень, хотя для этого пришлось проявить терпение. На выполнение решающей третьей нормы для присвоения звания гроссмейстера у Сорокина ушло четыре года:
– Непростой был период: из-за психологического давления и невезения никак не удавалось показать нужный результат в турнирах, а потом в связи с ковидом наступил перерыв в полтора года, когда вживую вообще не играли. Но во время этой паузы я много тренировался, поддерживал уровень, и на первых же соревнованиях после пандемии в Лас-Вегасе заработал третий гроссмейстерский балл. Если на двух первых турнирах, где выполнил норму, мне пришлось выдать свой максимум, то здесь ничего выдающегося не показал, просто сыграл в свою силу, этого хватило.
В 2022 году барнаулец поделил первое место на «Чикаго Опен», а следом выиграл Открытый чемпионат США! В драматичном финале в партии-армагеддоне он одолел американского шахматиста иранского происхождения Эльшана Морадиабади:
– Это сильный гроссмейстер, который учился в моём университете, но он старше лет на пятнадцать. Мы набрали поровну очков, поэтому для определения победителя играли армагеддон – так называемую «партию смерти». В этом формате белые имеют больше времени на часах, но их устраивает только победа, ведь ничья в пользу чёрных. Я целенаправленно хотел играть за белых и закончить турнир выигранной партией, а не ничейной. В итоге одержал верх в интересной борьбе в защите Нимцовича.

Армагеддон с ирано-американским гроссмейстером Морадиабади / Фото из личного архива Алексея Сорокина
В 2023 году Сорокин вновь успешно выступил на Открытом чемпионате США. И опять дело дошло до армагеддона, но в этот раз в «партии смерти» была зафиксирована ничья с выпускником Пристонского университета Эндрю Тангом. И поскольку Алексей играл за белых, главный приз вручили его сопернику.
Российские шахматисты, как и представители многих других видов спорта, на международной арене вот уже несколько лет могут выступать лишь в нейтральном статусе. Однако в США напротив фамилии Sorokin нередко вместо флага ФИДЕ появлялся триколор:
– На крупных турнирах с участием гроссмейстеров на столах есть таблички, где указаны имя, фамилия, рейтинг и флаг. У меня часто был нарисован российский флаг. Да и в интернете на шахматных сайтах – тоже. В этом плане в Америке на самом деле в разы меньше проблем, нет давления, в отличие от Европы.
А вот что расстроило уроженца Барнаула, так это то, что американцы многие турниры подают на обсчёт лишь национального рейтинга, игнорируя международный. Из-за этого Сорокин недополучил 40-50 пунктов, которые честно заработал в двух Открытых чемпионатах США, в каждом из которых набрал по 8 очков из 9 возможных в борьбе с сильными конкурентами.
Как признался Алексей, примерно два года назад он стал играть намного реже. Появились другие интересы:
– Я стал работать, стал преподавать. Последний мой крупный турнир был полтора года назад, и пока нет сильного желания, мотивации. Мне всё ещё нравятся шахматы, я довольно много играю в блиц онлайн на платформе «Личесс». И пока этого хватает.
Алексей стал шахматным тренером, сейчас у него занимается около 20 человек. Почти все – американцы. Готовится к публикации его обучающий курс.
Прожив шесть лет в Техасе, Сорокин всё время следил за положением шахматных дел на Алтае. А в некоторые успехи внёс свой посильный вклад:
– Да, я заходил иногда на сайт краевой федерации, следил за новостями, видел, что много интересных турниров здесь проходило, в которых я не смог, к сожалению, принять участие. Суперфинал чемпионата России был в прошлом году в Барнауле, это, конечно, большое достижение. Владимира Юсупходжаева и Артёма Мещерякова я тренировал дистанционно, надеюсь, немного им помог. Владимир в прошлом году выиграл первенство Азии среди школьников, стал мастером ФИДЕ.

Победитель US Open - 2022 / Фото из личного архива Алексея Сорокина
Советы будущим чемпионам
Любители шахмат задали Алексею Сорокину множество вопросов на разные темы. Приводим его ответы в виде цитат.
О тренерах:
– До рейтинговой отметки 2100 моим тренером была Татьяна Владимировна Цепенникова. И когда я достиг примерно её уровня, она сама посоветовала найти кого-то посильнее и порекомендовала меня международному мастеру Андрею Ободчуку. Потом ещё один тренер у меня был – международный гроссмейстер Артур Габриелян. Они оба не из Алтайского края, один из плюсов современных шахмат – можно заниматься онлайн.
Когда вы только начинаете, вовсе не обязательно иметь тренера со званиями. Например, если у вас второй или первый разряд, вам, скорее всего, даже полезнее будет заниматься не с гроссмейстером, а сильным кандидатом в мастера, но хорошим именно детским тренером, который будет вас мотивировать и направлять. Конечно, лучше, чтобы наставник был сильнее вас как шахматист, иначе, если вы играете на одном уровне, – ну, чему он сможет вас научить?!

Алексей с мамой и тренером Артуром Габриеляном / Фото из личного архива Алексея Сорокина
О топовых соперниках:
– С двенадцатым чемпионом мира Анатолием Карповым играл в сеансе. В онлайне моими соперниками были четырнадцатый чемпион мира Крамник, Накамура, Грищук, Каруана, Вашье-Лаграв. С некоторыми из них встречался не единожды. В основном, конечно, результаты плохие. Всё-таки они из мировой шахматной элиты, я по сравнению с ними обычный гроссмейстер, мне сложно.
Из своих достижений против топовых шахматистов отмечу, что один раз в «Титульном вторнике» смог обыграть Алирезу Фирузджу (французский гроссмейстер иранского происхождения, восьмой номер открытого рейтинга ФИДЕ, призёр чемпионатов мира по блицу и рапиду, участник двух турниров претендентов. – Прим. авт.). Вот с ним у меня положительный счёт. Думаю, он поменяется, если мы начнём играть больше, но пока 1:0.
В детстве моим кумиром был Магнус Карлсен. И я всё ещё считаю его сильнейшим шахматистом всех времён. Конечно, хотелось бы сыграть с ним партию, но шансы на это мизерные, в онлайн-турнире должно очень сильно повезти с жеребьёвкой.
О любимых дебютах:
– В детстве я играл е4, где позиции более открытые. Тактическое зрение – как раз то, что нужно развивать на первых порах. Хорошее понимание стратегии ничего не даст, если ты не способен считать тактику на два хода вперёд и можешь зевнуть вилку, что в итоге приведёт к поражению в партии.
У меня довольно солидный репертуар дебютов. Чем выше поднимаешься, тем сильнее соперники, и поэтому – как бы ни хотелось – у меня сейчас нет возможности часто выбирать королевский гамбит. Я могу его сыграть в одной партии, но во второй ко мне уже подготовятся, выйдет соперник, который двадцать ходов по компьютеру посмотрел, и у меня будут проблемы.
За белых у меня в основном ферзевый гамбит – d4, c4 и всё, что с этим связано. Так вышло, я лет в 13-14 начал это играть и всё ещё продолжаю.
Как стать чемпионом:
– Любой талант нужно развивать, необходимы регулярные тренировки. В идеале, конечно, весь процесс должен нравиться, приносить удовольствие. Если занятие шахматами для тебя выглядит как работа, как то, что не очень приятно, но приходится делать, я думаю, большого прогресса добиться будет сложно. Нужен тренер или какой-то старший товарищ, который покажет направление, куда следует двигаться. И важно много играть, анализировать свои ошибки, учиться на них. Поэтому совет простой: наслаждайтесь шахматами!
Каждый ли может стать гроссмейстером? Нет. Моё мнение: даже не каждый на самом деле может стать мастером. Повторюсь, всё зависит от таланта и работоспособности.
Часто спрашивают, сколько нужно заниматься часов в день, чтобы выйти на серьёзный уровень. Но обычно это так не работает. Если тебе нужен таймер обратного отсчёта, за которым ты следишь, что вот сегодня три часа должен отзаниматься, то успехов, вероятно, не будет. Когда сам занимался, мне это просто нравилось, я не следил за временем. Важна не продолжительность тренировки, а её эффективность. Наверное, час-полтора я играл в шахматы почти каждый день, плюс было четыре тренировки в неделю – по полтора-два часа.
Как родителю воспитать чемпиона:
– Поддерживайте и направляйте своего ребёнка. Если есть возможность, стоит какие-то турниры оплачивать, возможно, нанять тренера.
Всем известны сёстры Полгар, у которых отец поставил цель, чтобы у него все три дочери были гроссмейстерами. И они стали легендами в шахматном мире, всё получилось. Но есть и обратные примеры, можете почитать про Гату Камского. Он тоже гроссмейстер, но судьба у него нелёгкая. В детстве слишком сильно давил на него отец каким-то результатом. Поэтому просто давайте детям поддержку, если им нравится заниматься. А самое главное – не стоит проецировать свои желания на ребёнка. Мои родители всегда относились спокойно к спорту: они ничего от меня не требовали и ни на что не рассчитывали особо.
В детстве я много ездил по турнирам, бывал на сибирских и всероссийских сборах. И могу дополнить, что есть всего две категории родителей спортсменов. Андрей Есипенко, Алексей Сарана – что у них, что у меня ситуации одинаковые: мы вообще не знали про мам и пап друг друга, разве что видели их мельком пару раз на соревнованиях. А есть родители, которые слишком сильно лезут в процесс, в котором мало что понимают на самом деле. Своим поведением они портят репутацию и себе, и ребёнку. И уж точно родителю не стоит рассказывать тренеру, чем он должен в шахматном плане заниматься с учеником.
О разнице подходов:
– В США, я бы сказал, финансовый вопрос стоит более остро. Гораздо чаще можно услышать, как родители ещё только начинающих шахматистов обсуждают с тренерами данную сторону: насколько это перспективно в плане будущей профессии и так далее.
А в России есть мощное советское наследие. И многие просто играют в своё удовольствие, особо не задумываясь, что и как там будет дальше. Лично у меня так и было, я увлечённо занимался шахматами и даже не думал, стану гроссмейстером или не стану, как я потом буду зарабатывать деньги.
В Америке всё немного по-другому, насколько это плюс или минус, судить не возьмусь. Но важно также учитывать, что там выше уровень как доходов, так и расходов.
О ностальгии:
– Скучал по семье – родителям, сестре, бабушке. К сожалению, дедушка умер и не дождался нашей встречи. Не хватало их – близких людей, а всё остальное в Америке есть. Я жил в студенческом городке, где мало русскоязычных, но в мегаполисах можно найти всё что угодно, любые товары и продукты, правда, с существенной наценкой. США – плавильный котёл, где есть выходцы из любой страны мира. Мне попадалось довольно много русских магазинов.
О самоощущении:
– Определённо чувствую, что я всё-таки отличаюсь от большинства моих друзей и одноклассников, с которыми встречался. Они учились и работали последние шесть лет здесь, в России. А я был в Америке, но полностью своим там не стал и уже не стану. Слишком поздно переехал – в 18 лет, хотя, безусловно, адаптировался и приспособился к местной культуре. В полной мере американцем себя не ощущаю.
Обычно смотрят, где человек оканчивал high school, то есть старшие классы – девятый, десятый, одиннадцатый. Вот они самые определяющие. Если в США, то ты американец. Если в какой-то другой стране, то ты всё-таки приезжий. И как раз подозрение вызывают люди, которые эмигрируют лет в 30, а спустя два года заявляют: «Я американец и всегда им был в душе».
О планах на жизнь:
– Я окончил университет по специальности computer science – программирование. На текущий момент активно не играю, но всё ещё остаюсь в шахматной сфере – преподаю, в основном онлайн, но было и несколько учеников из моего города, с ними занимались вживую. Последний год работал над созданием определённого шахматного контента, который пока ещё нигде не опубликован.
Возможно, в когда-то начну работать по специальности, но это не так просто. В шахматах я довольно-таки высококвалифицированный специалист, чего не сказать о программировании, где я всё ещё в самом начале своего пути. Есть образование, но у меня немного опыта. В целом у меня хорошая ситуация: могу себе позволить не работать по специальности и комфортно себя чувствовать благодаря шахматам.
Через пару месяцев планирую поехать в США, скорее всего, в Техас. Следующие пару лет хочу провести там. В долгосрочной перспективе, возможно, вернусь в Россию.
О шахматной карьере:
– Думаю, лет до 40 могу спокойно поддерживать текущий уровень. Даже сейчас, если захочу вернуться к активной игре, выйду на пик формы за несколько недель. Просто на текущий момент для меня с финансовой точки зрения это менее выгодно, чем то, чем я занимаюсь сейчас. Нет большой мотивации, непонятно, к чему стремиться. Уже давно осознал, что чемпионом мира я не буду, даже в мировую десятку попасть мне всё-таки не светит. Где-то не хватило таланта, где-то, возможно, условий стартовых. А играть просто ради того, чтобы переместиться в мировом рейтинге с 320-й позции на 220-ю, не вижу большого смысла. Опять же, мне, в принципе, это нравится, но я в таком возрасте, когда нужно думать о других делах, и финансы выходят на одно из первых мест.
Виталий УЛАНОВ, «Алтайская правда», 22.08.2025