Евгения Тихвинская: «Поменялись состояние и настрой спортсменов».

08.04.2013

Как мы уже сообщали, к участию в первой сессии региональной Гроссмейстерской школы Алтайского края впервые был приглашен профессиональный психолог – Евгения Тихвинская из «Агентства спортивной психологии» (Санкт-Петербург). Сегодня она делится итогами работы по своему направлению с читателями нашего сайта:

- Первый этап был во многом ознакомительным. Мы пытались понять, какие формы работы нужны, как согласовать работу различных специалистов, знакомились с работой друг друга. Однако это не значит, что работы было мало. Работа психолога проводилась в нескольких форматах. Спортсменам была предложена возможность индивидуальных консультаций, групповых занятий и тестирование.

Индивидуальная консультация – формат работы, предполагающий активный интерес спортсмена, наличие у него «запроса», то есть предварительной фокусировки на вопросе, с которым предполагается работать. Четыре юных шахматиста рискнули воспользоваться этой формой работы. На консультациях работали с вопросами, знакомыми многим спортсменам: волнение, неуверенность, боязнь риска, неумение взять ответственность и принять решение (даже когда уже нашёл и знаешь решение), волнение в специфических ситуациях: цейтнот, слабый соперник и связанная с этим необходимость обязательно выиграть, сильный соперник и связанная с этим подавленность.

Групповые занятия. На занятиях рассматривали общие вопросы управления своим состоянием, делали небольшие эксперименты, связанные с исследованием своего состояния и своих реакций. Очень непростой, я бы сказала спорный, формат работы. Сами по себе психологические задания и упражнения, подразумевающие внимательность к собственному состоянию, чувствительность к минимальным изменениям состояния, интерес к эксперименту являются в максимальной степени непривычными и странными для юных спортсменов. Тем не менее, некоторые участники занятий признались, что пробовали в тренировочных «спарринговых» играх применять упражнения, предложенные им на психологических занятиях и это дало положительный результат: им было легче и проще играть, их психическое состояние приблизилось к оптимальному.

Тестирование. Экспресс-диагностика нейродинамических особенностей. На каждого спортсмена по результатам тестирования были сделаны рекомендации, которые были предоставлены их тренерам. Задача этих рекомендаций – помочь оптимизировать общение со спортсменом в ситуациях тренировок и соревнований.

Результаты психологической работы на данной сессии, на мой взгляд:

1)​ Поменялись психическое состояние и настрой спортсменов, с которыми проводились индивидуальные консультации. Три спортсмена из четырех считают, что получили пользу и удовольствие от работы. У шахматистов появилось ощущение, что их вопросы решаемы, что они владеют методами, продвигающими их в решении психологических задач. Появилось воодушевление попробовать своё новое состояние в ближайших крупных соревнованиях.

2​) Около четверти спортсменов, принимавших участие в групповой работе, получили новый опыт наблюдения за собой, за проявлениями своей психики. Некоторые применили опыт, полученный в упражнениях в тренировочных играх, и остались довольны результатом. Спортсменам были показаны направления для самостоятельной психологической работы дома.

3)​ Тренеры и психолог получили опыт совместной работы, увидели плюсы и сложности такой работы, появились новые идеи по организации работы на следующей сессии.

Конечно, это лишь начало работы, полученные результаты не обязательно означают решение проблемы, многие вопросы в будущем могут потребовать продолжения работы. На мой взгляд, важно, что создан прецедент, появился опыт психологической работы у спортсменов.

up