Артем Поломошнов отвечает на острые вопросы

01.12.2016

На сайте «Алтайский спорта» (краевого управления по спорту и молодежной политике) опубликованы ответы на вопросы, поступившие в ходе «прямой линии» президенту нашей федерации Артему Анатольевичу Поломошнову. Благодарим редактора газеты и сайта «Алтайский спорт» Виталия Дворянкина за организацию такого общения с любителями шахмат. Мы посчитали необходимым опубликовать полный вариант заочной беседы на нашем сайте. Сам Артем Анатольевич оценил ее коротко: «очень острая, но очень продуктивная».

Почти кандидат в мастера.

- Артём Анатольевич, как обстоят дела с тренерскими кадрами в клубе? Не кажется ли вам, что клуб должен активно заниматься в первую очередь малышами, самыми юными шахматистами? То есть проводить для них занятия и турниры, как это делается в Центральном доме шахматиста. А что происходит у нас?
- Добрый день всем. Приятно, что к нашей прямой линии проявлен, на мой взгляд, такой большой интерес. Думаю, с одной стороны этому способствовало то, что сейчас в принципе во всём мире, а особенно в России, приковано внимание к нашей игре благодаря матчу за звание чемпиона мира между действующим чемпионом – норвежским гроссмейстером Магнусом Карлсеном и претендентом из России – Сергеем Карякиным. А с другой – надеюсь, что и наша федерация как-то смогла себя проявить делами, что к её работе есть интерес. Итак, отвечаю на вопросы в порядке их поступления.

Сложно обращаться к человеку, когда он так представляется. Но не это главное. Вопрос, действительно, задан на больную тему для федерации. Дела с тренерскими кадрами не только в клубе, но и в целом в крае обстоят достаточно сложно. Кадровую основу формируют тренеры, которые пришли в эту профессию ещё в советские времена. Хотя надо признать, что в последнее время у нас стали появляться талантливые тренеры молодого поколения. В клубе открыто две с половиной тренерских ставки. Одну из них занимает Владимир Геннадьевич Суторихин, международный мастер по шахматам, неоднократный чемпион Алтайского края, зоны Сибири и Дальнего Востока. У Владимира Геннадьевича сформирована своеобразная группа спортивного совершенствования, в которую входят молодые шахматисты, уже достигшие определённых успехов в шахматах. От ребят этой группы мы ждём успехов на межрегиональных турнирах. И надо признать, что очень часто они оправдывают наши ожидания. Так, Ростислав Марчук в этом году пробился в финал детского Кубка России в своём возрасте (до 15 лет), на первенстве мира вошёл в двадцатку лучших, по итогам первенства СФО заслужил право на участие в Высшей лиге первенства России, существенно в этом году нарастил свой международный рейтинг. Виктория Лоскутова также отобралась в финал детского Кубка России как одна из ведущих шахматисток страны в своём возрасте (до 15 лет), получила персональное приглашение на участие в шахматном турнире, который проводит экс-чемпионка мира, международный гроссмейстер Александра Костенюк, и заняла в этом турнире второе место, а в сеансе одновременной игры сыграла вничью с Александрой Костенюк, вошла в состав призёров на первенстве СФО и пробилась в Высшую лигу первенства России 2017 года.

Кроме Владимира Геннадьевича Суторихина, в клубе работает тренером Николай Яковлевич Пастухов. Он является кандидатом в мастера спорта по шахматам, ведёт занятия с группами начальной подготовки, кроме того, реализует на территории нашего края проект «Шахматы в детские дома». В рамках этого проекта в четырёх детских домах, которые в прошлом году были с помощью РШФ оснащены инвентарём и учебниками, ведётся преподавание шахмат. Кстати, в декабре мы проведём командное первенство края среди детских домов. Победитель поедет в следующем году в Железногорск на первенство СФО (организаторы там гарантируют приём участников). То есть мы пытаемся охватить своей заботой и начинающих шахматистов.

Что касается турниров и различных мероприятий, то на 2017 год в краевом шахматном клубе запланировано провести 41 мероприятие. Если учесть, что всего в году 52 недели, то, по сути, клуб у нас работает в режиме «нон-стоп», причём турниры проводятся для шахматистов разного уровня. Между тем, по вечерам в клубе собираются любители шахмат и играют между собой, ну и, как я говорил ранее, тренеры клуба занимаются со своими подопечными.

Григорий

- Добрый день! Артём Анатольевич, помнится, краевой федерацией шахмат ставилась задача воспитать собственного гроссмейстера. Наиболее близок к этому Алексей Сорокин, наше юное дарование. Но не уедет ли парень в другой регион, ещё не дойдя до этой вершины? На учёбу в престижный вуз или туда, где лучше финансирование, выше заработки профессионального шахматиста?
- Добрый день, Григорий. Мне сложно говорить за Алексея, всё возможно. Он талантлив не только в шахматах, поэтому не будет ничего удивительного в том, если парень поедет поступать в один из вузов европейской части России. Вы правы, он ближе всех из наших шахматистов подобрался к высокому званию гроссмейстера. Но всё-таки сделать для получения этого звания ему надо много, для начала выполнить норму международного мастера, до которой ему осталось получить один балл. Мы очень надеемся, что Алексей в ближайшие два учебных года (до момента поступления в вуз) сможет сделать ещё несколько шагов к званию гроссмейстера, и планируем помогать ему в этом.

Но не надо забывать, что у нас подрастает и другая талантливая молодёжь. Не буду называть их фамилий, чтобы лишний раз у ребят не закружилась голова, но у нас сейчас подрастают очень перспективные ребята. Также стоит отметить алтайского самородка Виталия Бояринцева, который буквально на днях занял почётное третье место в одном из престижных турниров – «Павлодар оупен», обойдя при этом в таблице нескольких гроссмейстеров и нанеся этим гроссмейстерам несколько поражений.

Почти кандидат в мастера

Как вы оцениваете занятое Алтайским краем 4-е место в открытом командном чемпионате Сибири? Не участвовали Омск и Новосибирск, которые, видимо, тоже сильнее нас. И мы бы тогда оказались на 6-м месте? Не думаю, что такой результат вас устраивает.
- С одной стороны, сложно назвать такое выступление успешным. Но с другой – посмотрите на составы команд-конкурентов. Победители вообще привезли команду, в которой играли три гроссмейстера! И ещё сетовали на то, что гроссмейстер Павел Смирнов не смог поехать, а так была бы вся команда Кемеровской области состояла из гроссмейстеров. Павлодар и Томская область – тоже регионы с богатыми шахматными традициями. Мы же находимся только в начале, надеюсь, большого пути шахматного развития региона. Хорошо, что мы сыграли в турнире такого высокого уровня. Да, меня не устраивает такой результат, но надо быть объективным: шахматный багаж у наших гостей, который складывается долгие годы, просто больше. Надеюсь, что через 2-3 года мы сможем бороться на подобном турнире более достойно.

Если честно, куда больше меня расстроил тот факт, что на первенстве СФО среди юношей и девушек наши ребята в этом году выступили откровенно слабо, попав только в одной из групп в призёры (Виктория Лоскутова). Притом, что два года назад мы были неофициальными чемпионами в данном турнире. Это очень настораживает, где-то мы допустили провал в подготовке ребят. Да, безусловно, сказалось снижение финансирования целевой программы развития шахмат в нашем регионе, в результате чего сборная Алтайского края смогла поучаствовать только в одной сессии гроссмейстерского центра «Сибирь», в то время как в прошлые годы мы проводили для своих ребят по четыре таких сессии. Также вследствие снижения финансирования наши ребята смогли принять участие в значительно меньшем количестве турниров. Вот здесь будем делать выводы, поскольку если мы провалим работу с подготовкой подрастающего поколения, то ни через 2-3 года, ни через 5-6 лет мы не сможем достойно конкурировать с соседями в командных турнирах, о которых Вы задали свой вопрос изначально.

Вольдемар

- Артём Анатольевич, здравствуйте! Что происходит с развитием шахмат в Бийске и Рубцовске? Поддерживают ли вас местные спорткомитеты? Попадут ли бийские и рубцовские школы в вашу программу «Шахматы в школе»?
- В обоих упомянутых Вами городах шахматы развиваются благодаря исключительно местным энтузиастам. Когда финансирование целевой программы развития шахмат шло в соответствии с утверждённым бюджетом, мы пытались помочь Рубцовску, открыв там первый филиал краевого шахматного клуба. Но это никак не всколыхнуло шахматную жизнь города. Мы так и не смогли увидеть рубцовских шахматистов на краевых турнирах. Были единицы, но эти единицы как раз не имели никакого отношения к отрытому нами филиалу. Второй филиал планировали открыть в Бийске, вели переговоры со спорткомитетом этого города. Но наступили сложные времена, финансирование было сокращено и нам не удалось открыть второй филиал, более того, мы были вынуждены закрыть филиал в Рубцовске.

В Бийске, к сожалению, нам не удалось отстоять шахматный клуб, который существовал там долгое время. Собственник помещения отказал шахматистам. И к собственнику не может быть никаких претензий в этом вопросе, здесь была исключительно его добрая воля. Но так случилось, и ни город, ни краевая федерация не смогли ничего сделать в данной ситуации.

Дополню ещё немного по данному вопросу. Сейчас мы внедряем программу «Шахматы в школе». В августе, когда мы готовили заявку на участие в гранте, за счёт которого проходит всё финансирование данного проекта в нашем регионе, с помощью Главного управления образования и науки Алтайского края мы разослали письма по всем муниципальным комитетам по образованию, чтобы они скидывали заявки на участие. Для школ это абсолютно бесплатное мероприятие, инвентарь и курсы повышения квалификации учителей по предмету «Шахматы» проходят за счёт благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, но заявилось меньше 30% муниципалитетов края. И что самое удивительное, из одного из самых шахматных городов края – Бийска – пришёл ответ, что у них шахматы в школах не преподаются и не планируются к преподаванию! Я был неприятно удивлён этим фактом.

Вольдемар

И ещё вопрос вам, Артём Анатольевич. Сколько шахмтистов Алтайского края сегодня имеют международный рейтинг?
- Наверное, самый лёгкий сегодня вопрос. В нашем крае на сегодняшний день международный рейтинг по классическим шахматам имеют 176 мужчин и 38 женщин, по быстрым шахматам – 180 мужчин и 34 женщины, по блицу – 148 мужчин и 25 женщин. На мой взгляд, достаточно хорошие показатели, которые перекрывают взятые нами на себя обязательства при утверждении целевой программы развития шахмат в Алтайском крае. Вообще стоит отметить, что мы по всем целевым показателям этой программы уже перевыполнили планы и не собираемся останавливаться на достигнутом.
Юрий
- Артём Анатольевич, как обстоят дела с шахматной композицией? Владимир Ильич Нейштадт отказался от председательства в комиссии ШК в краевой федерации шахмат, нет времени, пишет книги. Вопрос касается составления задач, а не решения. По решению в «Алтайской правде» постоянно проводятся конкурсы. Кто будет председателем ШК?
- Да, Юрий. Большой поклонник и энтузиаст шахмат в Алтайском крае Владимир Ильич Нейштадт, к сожалению, действительно не может найти свободное время в своём напряжённом графике на то, чтобы заниматься развитием шахматной композиции в регионе. Между тем мы в федерации считаем это направление шахмат достаточно важным. В связи с этим для его развития и была выделена отдельная комиссия, а во главе этой комиссии президиум утвердил грамотного, молодого, энергичного члена президиума краевой федерации – Романа Владимировича Шевченко. Для него это новое направление, но мы полагаем, что он вникнет в проблему. Перед ним поставлена задача заняться именно его развитием.

Вы упомянули, что вопрос касается именно составления задач, а не решения. Но я бы всё-таки говорил о вопросе в целом. То есть для начала необходимо реализовать в значительной степени конкурсы решения задач в режиме онлайн, а не только конкурс в «Алтайской правде», который Владимир Ильич Нейштадт проводит традиционно и у которого просто огромная аудитория. Организовать такие конкурсы Роман Владимирович планирует во время проведения крупных турниров. Дальше мы переходим к вопросу составления композиций, что является значительно более сложной задачей. И вот здесь мы планируем в ближайшее время организовать встречу нового председателя комиссии по шахматной композиции с теми людьми в нашем крае, которые умеют составлять шахматные задачи. Оказывается, такие люди у нас не просто есть, а они стабильно участвуют в турнирах по составлению композиции и занимают достаточно высокие места. Вот только мы о них мало что знаем. И задача Романа Шевченко не просто им помогать, но и рассказывать через наш сайт об их успехах, организовать работу по подготовке молодого поколения составителей композиции посредством организации занятий на базе краевого шахматного клуба, во время которых практикующие составители шахматных задач будут делиться секретами этой работы с юными любителями шахмат. Пласт работы очень большой, но мы для того и назначили во главе комиссии по шахматной композиции молодого и энергичного человека, чтобы сдвинуть этот пласт в позитивном направлении.

Константин

Расскажите о проекте «Шахматы в школе».
- Идея шахматного всеобуча не нова. Она давно и успешно реализуется в Армении, где президент страны является президентом национальной федерации шахмат. Она реализуется и на просторах нашей страны. Уже более 15 лет проект шахматного всеобуча реализуется в Калмыкии – регионе, который долгое время возглавлял Кирсан Илюмжинов, действующий президент Международной федерации шахмат. С 2008 года проект реализуется в Псковской области, откуда к нам приехали сегодня преподаватели, чтобы поделиться с педагогами нашего края мастерством преподавания урока шахмат. Идея сама по себе очень интересная, потому что уже существует много научных трудов, доказывающих плодотворное влияние шахмат на развитие ребёнка. Например, чемпион России по шахматам 2016 года Александр Рязанцев (он же возглавляет гроссмейстерский центр «Сибирь») защитил несколько лет назад диссертацию, в которой с помощью научных методов доказал, что систематические занятия с ребёнком шахматами в течение 2-3 лет ведут к тому, что у него заметно улучшается пространственное воображение, логическое мышление, но самое удивительное – он просто лучше впитывает знания и пишет контрольные работы. А объясняется всё просто: шахматы готовят мозг ребёнка, учат его находить нестандартные решения и поэтому впитываемость знаний повышается. А что касается хороших результатов при написании контрольных работ, то здесь тоже объяснение простое: в течение 2-3 лет ребёнок играет шахматные партии, по сути, каждая партия – это своего рода контрольная работа. И если сверстники, которые никогда не занимались шахматами, испытывают при написании контрольных работ стресс, с которым большинство не может справиться, то ребёнок, занимавшийся шахматами даже в течение всего 2-3 лет, уже научился справляться с таким стрессом и поэтому достаточно уверенно пишет такие работы.

Кроме того, есть интересные наблюдения, сделанные армянскими специалистами. Они выявили, что после введения в стране шахматного всеобуча у них резко снизилась проблема наркомании. Как объясняют армянские учёные, всё дело в том, что шахматы учат просчитывать варианты на несколько ходов вперёд, а поэтому человек, занимавшийся когда-то шахматами, понимает, что, попробовав один раз наркотик, он рискует попасть в зависимость (то есть просчитывает следующий ход соперника), и отказывается от подобных «проб».

Ну и, наконец, сложно найти аргументы, которые бы свидетельствовали в пользу того, что шахматы вредны для ребёнка. Ведь в нашу игру могут играть абсолютно все дети, даже физические возможности которых по тем или иным причинам ограничены.

Но вернёмся к проекту «Шахматы в школе». В 2015 году такую программу разработала Российская шахматная федерация, а финансовым партнёром при её реализации стал благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. С помощью этого проекта в 2015 году было введено преподавание шахмат в нескольких школах Псковской и Самарской областей, а также Забайкальского края. На средства, выделенные в виде грантов фонда, были обучены педагоги школ данных регионов, а непосредственно для школ были приобретены и переданы им на безвозмездной основе учебники, рабочие тетради, методические пособия, шахматы, шахматные часы, демонстрационные доски. Более того, в каждом регионе, который сумел выиграть грант на реализацию проекта «Шахматы в школе», был проведён конкурс на лучшее преподавание шахмат в школе, по три школы-победителя в данных конкурсах в каждом из регионов получили в подарок ноутбуки, шахматы, учителям было выплачено денежное вознаграждение. А победители в июне за счёт средств программы отправили команды второклассников своих школ на финал программы – на черноморское побережье.

В этом году вновь был объявлен грант на реализацию данного проекта в регионах. Мы понимали, что без такого гранта нам не удастся реализовать свою давнюю мечту – ввести уроки шахмат в школах Алтайского края – и принялись активно собирать документы для участия в этом гранте. Спасибо Главному управлению образования и науки, управлению спорта и молодежной политики, Алтайскому краевому институту повышения квалификации работников образования, которые активно поддержали нас в нашем начинании, помогли довести информацию до муниципальных комитетов по образованию, написали письма поддержки реализации данного проекта в нашем регионе. Могу открыть сегодня секрет, что когда мы предоставили свой пакет документов комиссии, принимающей решения о выделении грантов, то я получил звонок из Российской шахматной федерации, что столь огромную работу на этапе сбора документов не проводил ещё ни один регион. Члены комиссии были впечатлены и проделанной нами работой, и уровнем поддержки проекта властями Алтайского края, что привело к тому, что мы стали одним из победителей гранта и с этого года приступили к реализации программы «Шахматы в школе» в Алтайском крае.

В рамках реализации данной программы сейчас с помощью наших опытных коллег из Пскова проходит повышение квалификации педагогов Алтайского края по предмету «Шахматы». В конце декабря мы в торжественной обстановке вручим на безвозмездной основе директорам 60 школ региона комплекты методических материалов, шахмат, шахматных часов и демонстрационные доски. С января в этих школах начнётся преподавание шахмат, и школы присоединятся к конкурсу на лучшее преподавание предмета «Шахматы», положение по которому находится сейчас на подписании в Москве. Как я уже говорил0, по итогам конкурса предусмотрены очень хорошие призы и премиальная поездка победителей на Чёрное море.

В следующем году шахматным инвентарём и учебниками будет оснащено ещё 40 общеобразовательных школ.

Несколько расстроило, что, даже имея возможность получить на безвозмездной основе шахматный инвентарь, учебно-методические комплекты и повышение квалификации педагогов, многие школы проявили безразличие. Ведь к участию в проекте заявились лишь около 10% школ нашего края. Однако мы намерены так реализовать пилотный проект, чтобы тем, кто своевременно не включился в нашу программу, захотелось к ней присоединиться.

Шахматы будут вестись в школах, которые примут участия в проекте, либо в качестве обязательного урока, либо в рамках внеурочной деятельности (тут мы не вправе диктовать условия школам). По уверению приехавших специалистов из Псковской области, начинать преподавание шахмат лучше не позже второго класса и ограничить время преподавания начальной школой. То есть этим проектом мы не планируем вырастить шахматистов (хотя не буду скрывать, в результате его реализации количество занимающихся шахматами и новых шахматных талантов в нашем регионе возрастёт), главная цель – с помощью шахмат повысить общий уровень наших школьников, облегчить им усвоение знаний. Кстати, одним из основных возражений, с которым мы сталкивались, когда продвигали реализацию данного проекта, было то, что учителя не умеют играть в шахматы. Но ведь далеко не все учителя художники, тем не менее, уроки рисования они преподают в школах.

Геннадий

Артем Анатольевич, мне 34 года, очень хочу заниматься шахматами, подскажите, что мне делать?
- Ответ простой – заниматься шахматами. Возможностей много. Можно самостоятельно взять книжку для начинающих шахматистов, прочитать её и начать оттачивать своё мастерство в интернете. Можно прийти в краевой шахматный клуб, заниматься там с тренером и играть сначала с любителями, а по мере роста – пробовать себя в турнирах.
Виталий
Здравствуйте, Артём Анатольевич! На сайте краевой федерации шахмат есть призыв спрашивать вас обо всём, в том числе о начале реализации проекта «Шахматы в школе» в Алтайском крае, развитии федерации, финансировании шахмат, календаре турниров на 2017 год. Будьте добры, ответьте на эти вопросы.
- Вот так. Виталий, не мудрствуя лукаво, взял и спросил сразу про всё. Надеюсь, что про начало реализации «Шахматы в школе» я достаточно подробно ответил ранее Константину, поэтому повторяться не буду. Что касается других вопросов, то буду отвечать по порядку.

Развитие федерации. Полагаю, что и по этому вопросу многое уже прозвучало, но добавлю немного цифр. Мы планировали в 2012 году, что к 2016 году у нас будет 15 мастеров ФИДЕ и международных мастеров. На сегодняшний день в Алтайском крае три международных мастера (при этом уехали из региона за это время Владимир Чирков и Эдуард Хатоев, которые сегодня также являются обладателями этого высокого звания) и 19 мастеров ФИДЕ.

Количество шахматистов с международным рейтингом я указывал раньше. Мы проводим очень много турниров, причём не только краевого уровня, но и окружного, всероссийского и даже международного (турнир «Большой Алтай»). Мы смогли привезти в Алтайский край уже достаточно большое количество именитых шахматистов и будем стараться продолжать это делать.

Наша гордость – краевой шахматный клуб. Многие известные шахматисты, когда видят наш клуб, откровенно говорят, что он один из лучших в стране. Спасибо за это администрации Алтайского края.

На последней конференции нашей шахматной федерации мы приняли решение, что основной акцент в ближайшие годы будет сделан на развитии массовости и на более глубоком проникновении работы федерации во все уголки нашего большого края. Мы усилили комиссию по сельским шахматам и шахматам в малых городах большим энтузиастом из Алейска – Юрием Туртыгиным. В этом году мы для сельских спортсменов организовали несколько этапов сельского кубка края, финал этого турнира пройдёт в ближайшие дни в краевом шахматном клубе.

Мы планируем поднимать статус турнира «Большой Алтай» и в этом вопросе имеем хорошую поддержку и администрации Алтайского края и руководства Российской шахматной федерации.

Да, у нас сократилось бюджетное финансирование по целевой программе развития шахмат в Алтайском крае, но мы, по примеру РШФ, планируем в следующем году организовать Попечительский Совет нашей региональной федерации, который будет помогать нам с внебюджетным финансированием и развитием шахмат в целом. С его помощью мы планируем снова возродить проведение четырёх сессий Алтайской гроссмейстерской школы для сборной нашего края. Главной спортивной целью на ближайшие годы остаётся воспитание первого гроссмейстера в Алтайском крае.

Анохин Б.Б.

- Скажите, неужели так нужен в школе ещё и урок шахмат? Может быть, не стоит всё же распространять увлечения отдельных граждан на всех поголовно? Неужели секций и кружков уже недостаточно?
- Спасибо за такой нужный вопрос. К сожалению, не знаю, как зовут его автора. Урок шахмат нужен не для того, чтобы воспитать шахматиста. Так же, как урок рисования – не для того, чтобы воспитать художника, урок музыки – не для воспитания музыканта, урок физкультуры – не для воспитания спортсмена. Урок шахмат нужен ребятам для повышения гармоничности их развития, для тренировки пространственного воображения, логического мышления, воспитания внутренней дисциплины и стрессоустойчивости, выработки системности мышления.

Очень важно понять, что этим уроком мы не воспитываем шахматистов, учителя будут давать лишь самые азы игры, но эти азы помогут детям стать мудрее, сильнее духом, и в итоге школьникам станет легче учиться в целом, повысится их адаптируемость к жизни.

А если ребёнок хочет стать шахматистом, то это желание он сможет реализовать только в специализированной шахматной секции уже с профессиональным шахматным педагогом. Так же, как желание – научиться рисовать – можно реализовать только в художественной школе.

up