Домашнее задание для участников РГШ

21.12.2011

С 4 по 13 января в Барнауле пройдет II сессия Региональной гроссмейстерской школы (СФО). Около 40 ведущих шахматистов Сибири и Алтайского края будут жить в санатории «Барнаульский» и заниматься вместе с международными гроссмейстерами Павлом Малетиным, Андреем Белозеровым и Сергеем Искусных. Вчера мы получили от руководителя школы Павла Сергеевича Малетина домашнее задание для тех ребят, которые уже подтвердили свое участие в сессии. Гроссмейстер обратил особое внимание на то, что кандидаты в мастера должны выполнить его полностью, а остальные ребята – только задание под  пунктом 1 (можно вместе с тренерами). Приводим текст домашнего задания:

Задание 1.

Просмотреть свои партии этого года (желательно).

Найти в них примеры следующего характера.

  1. Ваши тактические ошибки. Важно пояснить, какую именно идею Вы зевнули (это может быть зевок в варианте, необязательно в позиции на доске). Пример: упустил (а) промежуточный ход соперника или недооценка слабости 1(8) горизонтали, перекрытие, вскрытый шах и т.д. Т.е., не просто «тут я зевнул», а назвать словами идею, которую пропустил. Точно также с упущенными Вами возможностями. Подобрать 6-8 примеров.
  2. Аналогично с позиционными ошибками. Примеры: невыгодный размен, неудачный выбор поля для фигуры, ослабление пешечной структуры, недооценка позиционных угроз противника. 6-8 примеров.

Задание 2.

Подробно проанализировать по 4 партии Ботвинника или Смыслова – на выбор. 2 партии белыми, 2 партии черными. Можно (хотя необязательно) выбрать партии, сыгранные одним дебютом, важно чтобы они были содержательными, интересными и против сильных противников. Например, Эйве, Керес, Бронштейн, Петросян, Таль, Портиш, Ларсен, Глигорич, между собой-Ботвинник-Смыслов; в случае Ботвинника можно взять также Алехина и Капабланку. Это для примера; если будет содержательная и красивая партия против игрока не из этого списка, можно прокомментировать и ее.

Как комментировать.

  1. Прокомментировать дебют с позиции сегодняшнего дня. Указать важнейшие современные партии в сыгранном дебютном варианте, указать, кто из современных элитных гроссмейстеров этот вариант играет. Отметить разницу в трактовке позиции – между современной практикой и тогдашней. Попробовать объяснить, как эта разница возникла, по каким причинам произошли изменения.
  2. В последующей части – отталкиваться от примечаний самого Ботвинника (или Смыслова). У Ботвинника это трехтомник «Аналитические и критические работы» или «Шахматное наследие Ботвинника», у Смыслова – «Летопись шахматного творчества». Можно также задействовать сборник Каспарова. Постараться внимательно изучить комментарии и выделить наиболее интересные и полезные для Вас моменты. Потом нужно будет рассказать у доски, почему именно эти партии Вы выбрали, что больше всего в них понравилось, а также выделить критические моменты, обратить на них особое внимание учеников и преподавателей.
  3. По поводу использования компьютера. Очень желательно посмотреть на партию своими глазами, постараться сначала самому поставить под сомнение вывод автора (поэтому лучше в качестве первоисточника использовать примечания самих игроков, поскольку Каспаров уже все смотрел с компьютером). Даже если потом Вы используете компьютер при анализе, важно будет объяснить, что именно Вас при просмотре партий смутило, почему Вы не согласны с выводами автора.

С выбором партий необходимо определиться заранее и выслать заголовок партии (фамилии играющих, год, турнир, из какой книги материал), которую Вы хотите разобрать, мне на майл: 440821@mail.ru

Если будет много совпадений, то я предложу выбрать другую партию тому, кто прислал ее заголовок позже. Так что, лучше с выбором не тянутьJ

Также разрешается тем участникам сессии, которые живут в одном городе прокомментировать партии совместно (но не больше двух человек в группе). Однако эти партии должны быть довольно большие, как по количеству ходов (минимум 40), так и по объему анализов.

up