Десять вопросов Дмитрию Косачеву

30.10.2014

На сайте Управления Алтайского края по физической культуре и спорту накануне прошла онлайн конференция с директором нашего краевого шахматного клуба Дмитрием Юрьевичем Косачевым. Он ответил на поступившие вопросы читателей сайта. Поскольку разговор получился очень интересным, мы решили опубликовать его на нашем интернет-ресурсе. Большое спасибо главному редактору газеты «Алтайский спорт» Виталию Дворянкину за организацию этой беседы и предоставленный текст.

1. Василий Антонов

Добрый день, Дмитрий!  У меня несколько вопросов.
1. Какие имеются планы по развитию филиалов краевого шахматного клуба в Алтайском крае? Очень хочется, чтобы такой филиал дошел до Бийска.

2. Было бы здорово, если бы Ваша администрация клуба с помощью федерации возродила такой турнир, как командное первенство края среди промышленных предприятий. Причем, чтобы за завод могли выступать 1-2 профессионала. Я думаю, что такие соревнования заинтересовали бы заводы. Да и нашим шахматистам какую-то копеечку заводы бы доплачивали.

3. Вы будете болеть за Карлсена или за Ананда?

1. Могу сказать, что Бийск шахматному клубу очень интересен. У этого города громадный шахматный потенциал. В Бийске есть три замечательных тренера – Геннадий Васильев, Александр Труфанов и Александр Дегтярёв. Геннадий Васильев сейчас является старшим тренером сборной края. Недавно Бийск подал заявку на открытие филиала краевого шахматного клуба, она будет рассмотрена как первоочередная.

2. У вас скорее не вопрос, а предложение. Мысли такие у меня тоже были. Когда разговариваю с шахматистами старшего поколения, у всех ностальгия по командным соревнованиям. Поединки стенка на стенку всегда азартны. Будем думать на обозначенную тему. Надо провести мониторинг, чтобы понять, сколько у нас осталось предприятий и шахматистов на них. Если 4-5 команд соберём для начала – будет неплохо. Вопрос о таком турнире я на ближайшем заседании краевой федерации шахмат подниму.

3. Сразу скажу, что оба шахматиста мне очень и очень нравятся. Но болеть буду, наверное, за более старшего – Ананда. На его противостоянии с Каспаровым, Крамником, Топаловым я вырос. А Карлсен своё ещё возьмёт. Хотя объективно, шансов на победу, конечно, больше у Карлсена. Я бы оценил их как 70 против 30.

2. Виталий

Добрый день! Дмитрий Юрьевич, расскажите о себе. Каких успехов добились в шахматах? Где работали до приглашения в шахматный клуб? Что вас привлекло в новой должности? К чему стремитесь в шахматном клубе? Что вам уже удалось на новой работе, а что пока не получается и почему? С уважением, Виталий Дворянкин, редактор «Алтайского спорта»

- Я родился в небольшом казахстанском городке Чарске Семипалатинской области. С шахматами познакомился лет в семь. Дома была коробка для игрушек, однажды я в ней обнаружил пластмассовые фигурки. Мама сказала, что это шахматы. Попросил научить меня играть. Так как комплект был неполный, то недостающие фигурки мы вылепили из пластилина. Помню, на следующий год – это был 1984-й – я уже активно следил за перипетиями матча Карпова и Каспарова за мировую корону, в котором болел за Карпова. Он был мне почему-то ближе.

Хотя в нашем городке была шахматная секция во Дворце пионеров, занятия в ней велись не регулярно. В детстве я был больше самоучкой. Играл с дворовыми ребятами, ходил читать шахматную литературу в библиотеку, где самостоятельно познакомился с трудом Нимцовича «Моя система».

Тем не менее, когда приехал в Барнаул и поступил в педуниверситет (первая моя специальность – учитель истории и немецкого языка), играл достаточно слабо: где-то между вторым и третьим разрядом. Времена тогда стояли тяжелые – 1993 год: сначала мне было не до шахмат. Но в 1995 году в вузе открылся факультет дополнительных педагогических профессий. Там вёл шахматные занятия Кажимурат Оспанович Кизбикенов. С 3-го курса я сильно увлёкся игрой. Возник круг единомышленников, и мы до сих пор поддерживаем отношения. Играли между собой в педвузе, участвовали в межвузовских соревнованиях. Традиционно сильными были тогда команды АГУ и технического университета, а мы, как правило, боролись за третье место. Студентом я выполнил второй разряд, сразу по окончанию вуза – первый, сейчас играю в силу кандидата в мастера, но так как давно активно в соревнованиях не участвую, остаюсь перворазрядником.

Мой новый виток увлечения шахматами возник с рождением дочери. С 3-4 лет мы стали с ней заниматься. До пяти лет она научилась делать ходы всеми фигурами. С пяти она стала участвовать в соревнованиях и ходить в шахматный кружок. На данный момент она двукратная чемпионка края по своему возрасту. Из–за постоянных выступлений дочери в соревнованиях я стал погружаться в общественную шахматную жизнь. Так совпало, что в краевую федерацию шахмат в этот период пришли новые люди – Артём Анатольевич Поломошнов, Максим Викторович Герасимюк, которые подняли работу федерации на новый уровень. С ними я знаком со студенческих лет. Новые руководители краевых шахмат, видя моё неравнодушие к игре, предложили возглавить в федерации детско-юношескую комиссию. А этой весной – сменить работу (последние 10 лет занимался коммерческой деятельностью – междугородными грузоперевозками). С 13 мая я стал директором КГБУ «Краевой шахматный клуб». Согласился на эту должность, посчитав, что могу быть на ней полезным шахматам.

Полгода – срок небольшой. О каких-то больших свершениях говорить нельзя. Тем не менее, под началом краевой федерацией шахмат краевой клуб провёл за этот период немало хороших турниров. Продолжая политику своего предшественника – первого директора краевого шахматного клуба Владимира Юрьевича Бобровского, я занимаюсь укреплением материально-технической базы клуба. Мы докупили электронные шахматные доски, чтобы у любителей шахмат была возможность смотреть за всеми теми баталиями, что проходят в клубе через Интернет. С Надеждой Петровной Хатоевой – это наш методист – продолжаем развитие шахматного музея. Я ставлю цель создать хорошую шахматную библиотеку на базе клуба. Нам много книг о шахматах приносят, плюс сейчас встал вопрос о закупке новой методической литературы, чтобы спортсмены могли придти в клуб и получить необходимую помощь. Если молодой спортсмен хочет совершенствоваться, он должен уметь работать с литературой.

Хочу, чтобы клуб стал мощным спортивным, культурным, методологическим центром, оказывающим помощь развитию шахмат во всём крае. В этом году мы открыли отделение краевого шахматного клуба в Рубцовске, в ближайшей перспективе вижу появление отделений в Бийске и Локтевском районе. Надеюсь, будем прирастать каждый год.

Из тех ребят, что занимаются в школьных кружках, различных шахматных секциях, и показывают хороший спортивный уровень, хотим создать в клубе спортивную группу. На нашей базе они будут работать уже с более квалифицированными тренерами, а лучшие из них получат возможность заниматься в гроссмейстерской школе. Шахматистов-гроссмейстеров мы приглашаем в Барнаул для занятий с юными спортсменами четыре раза в год.

Что не получается пока? Есть сложности в организации взаимодействия между тренерами, в формировании календаря соревнований (с одной стороны, соревновательной практики должно быть достаточно, с другой – нельзя перегружать спортсменов). В плане управленческом помаленьку привыкаю. Между коммерческой деятельностью и бюджетным процессом всё-таки есть разница.

3. Дмитрий

Недавно в краевом клубе прошла встреча с гроссмейстером Шиповым. Огромное спасибо за её организацию! Было очень интересно. Расскажите, пожалуйста, кого ещё планируете привезти в Барнаул? Летом в Барнауле прошел этап кубка России по быстрым шахматам. Не планируете ли замахнуться на «классику» – например, а в рамках этапа приезжие гроссмейстеры читали бы лекции, проводили встречи – по одной в день, например? Не думаю, что будет им слишком обременительно. В любом случае, ещё раз спасибо!

- Прежде, чем ответить на ваш вопрос, сделаю пояснение для других читателей сайта. Иногда Шипова путают с Шировым. Широв тоже к нам приезжал в этом году. Это гроссмейстер, который входил в пятёрку лучших в мире и по уровню таланта мог бы стать чемпионом мира. К сожалению, его матч с Каспаровым за мировую корону по разным причинам не состоялся.

Сергей Шипов более известен как спарринг-партнёр Каспарова, журналист, интернет-комментатор, он много делает для популяризации шахмат в мире, написал книгу по миттельшпилю под названием «Еж». Шипов приезжал к нам на четыре дня по линии Российской шахматной федерации прочитать несколько лекций для ведущих спортсменов и тренеров края. На них присутствовали не только горожане, но и шахматисты из районов, которых мы специально вызывали. Все лекции засняли на видео, фильм размножим и раздадим всем участникам сессии.

Вы спрашиваете, кого ещё планируем привезти в Барнаул? Намётки, мысли есть, но привезти гроссмейстера – достаточно затратно. Работу Шипова, например, оплатила РШФ, его проезд был за счёт крайспортуправления, а проживание и питание взял на себя краевой шахматный клуб. Переговоры с гроссмейстерами на предмет приезда в Барнаул ведутся, но озвучивать планы я не хочу. Вдруг не получится? Тем не менее, что-то интересное будет для любителей шахмат обязательно.

Что касается турнира по классическим шахматам, это интересно, но очень и очень дорого. Здесь мы готовы рассмотреть предложения спонсоров. Рапид проводился у нас всего два дня, и то обошёлся примерно в 700 тысяч рублей. А классика продлится не менее 10 дней. Будем надеяться, что когда-нибудь и такие соревнования у нас будут возможны.

4. Галина

Здравствуйте! Скажите, куда можно в Барнауле отдать ребёнка заниматься шахматами?

- Ребёнка можно отдать в любой кружок, рядом с вашим местом жительства. На сайте краевой федерации шахмат chess22.ru есть информация о всех кружках шахмат в рубрике «Секции». Если вдруг не найдёте что-то для себя приемлемое, позвоните в наш клуб по телефонам 567-540 или 567-541, подумаем, как вам помочь.
5. Сергей
Добрый день! 1. Хотелось бы узнать, как вы относитесь к введению «шахматного всеобуча» в средней школе?
6. С какого времени стоит учить ребенка шахматам? Говорили, что шахматы станут преподавать в школе. У нас что-то подобное будет?
- Постараюсь ответить сразу на два вопроса.У шахматного всеобуча есть и много сторонников, и много противников. Моё мнение такое: хотя бы в начальных классах шахматы преподавать нужно! Опыт тех территорий страны, где шахматный всеобуч вводился – а это Челябинская область, Томск, Калмыкия – показал: результаты ЕГЭ по точным дисциплинам у школьников, занимавшихся шахматами, на 30-40 процентов выше, чем ими не занимавшихся.

Я бы отметил следующую пользу шахмат. Во-первых, ребёнок с детства учится принимать самостоятельные решения. Второй момент – развивается память. Третий – пространственное видение. Ребёнок в голове представляет то, чего в реальности нет – комбинации, которые могут на доске произойти. Учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд. Наконец, последнее – он приучается к дисциплине. Шахматисты в повседневной жизни благодаря своей дисциплинированности многое успевают. Кроме того, не надо забывать, что шахматы очень увлекательны сами по себе и отвлекают детей от увлечения малополезными, а зачастую и вредными для здоровья компьютерными играми.

Мы готовы идею всеобуча поддержать. Есть курс Сухина, который рассчитан на начальную школу. Имеются и учебники, и методические пособия, и специальные тетради. Этот курс достаточно лёгкий для ребенка, со множеством развивающих и увлекающих элементов: что-то надо нарисовать, что-то раскрасить.

Для того, чтобы шахматы пришли в школу на правах предмета, требуется решение сверху. Необходима соответствующая материально-техническая база, наличие специалистов, координация усилий всех сторон, способных организовать всеобуч.

Обучение школьников шахматам дало бы колоссальную пользу нашему виду спорта. Возможно, рядом ходят шахматные гении, но мы об их способностях никогда не узнаем, так как те никогда не сядут за шахматную доску.

Что касается вопроса, с какого времени учить ребёнка шахматам, это достаточно индивидуально. Многое, зависит от особенностей самого ребенка. Но как показывает личный опыт, можно начинать с полутора-двух лет. Как только малыш начнёт разговаривать, с ним можно уже какие-то элементы игры разучивать. Показывать фигурки, как они ходят. Если родители хотят, чтобы ребенок стал профессиональным спортсменом, то при нынешней ранней специализации в спорте, мальчик или девочка к 8-9 годам должны иметь 1 разряд. Лет с пяти ребёнка надо уже водить в кружок. А для общего развития начинать заниматься шахматами никогда не поздно.

Если говорить об участии детей в соревнованиях, то надо смотреть, как соревновательная нагрузка отражается на психике ребёнка. Поражения на начальном этапе неизбежны. Одни на них реагируют достаточно спокойно, другие плачут, нервничают. Я видел таких детей, которые ещё не сделали первого хода в партии, а у них уже истерика. Наверное, таким ещё рано участвовать в соревнованиях. Вообще, поражения необходимы, они закаляют.

7. Надежда

Здравствуйте, Дмитрий Юрьевич! У нас в Алтайском крае, к сожалению, нет ни одного гроссмейстера. Как вы считаете, есть ли у нас перспективные, талантливые ребята, которые смогут достичь этого высокого звания?

- Талантливые ребята есть. По моему мнению, чтобы вырастить гроссмейстера, необходимы сильные шахматные традиции. К сожалению, у нас в крае мало шахматистов высокого класса. Поэтому нынешним перспективным молодым шахматистам надо как можно больше выезжать на серьёзные соревнования за пределы Алтая. Второй наш минус – в крае не хватает квалифицированных тренеров.Считаю, надо наращивать число занимающихся шахматами. Условно, в шахматы у нас играют сейчас 1000 человек, из них один шахматист явно с большими задатками. Но с кем ему на внутренних соревнованиях конкурировать, чтобы вырасти в классе? В случае, если будут заниматься шахматами 10 тысяч человек, то наверху пирамиды могут оказаться уже 10 человек. А это жёсткая конкуренция за первенство, неизбежно повышающая мастерство.

Следующий момент, надо продолжать поддерживать гроссмейстерскую школу в Алтайском крае. Это достаточно уникальный проект. В некоторых регионах России он существует, но чаще всего расходы на гроссмейстерскую школу несут родители. В Алтайском крае все расходы – из бюджета. Она доступна для всех местных талантливых ребят.

Гроссмейстер у нас безусловно будет. Но это не должно быть самоцелью. Когда шахматная среда достигнет определенного уровня развития, будет даже не один, а несколько гроссмейстеров. На это потребуются 5-7 лет при стабильном уровне бюджетного финансирования. Только за родительские и спонсорские деньги, много не сделаешь.

Ближе других молодых спортсменов к гроссмейстерскому званию сейчас Алексей Сорокин, которому 14 лет. Недавно на «Мемориале Чигорина» в Санкт-Петербурге он прибавил 136 пунктов рейтинга, выполнил норму мастера ФИДЕ, набрал один балл международного мастера. Сейчас его рейтинг под 2400. Для четырнадцати лет это очень и очень неплохо.

8. Екатерина

Здравствуйте Дмитрий! Хочется узнать ваше мнение, какой природный материал ближе шахматам: дерево, камень или пластик? Что они больше «любят»? Правда ли, что шахматы лучше осваивают мальчики в силу особенности мышления?  Шахматы – это одна из тех игр,где случайность не стоит на стороне слабейшего, в отличии от тех же нард, но вот право первого хода белыми фигурами сохраняется – откуда взялось такое правило? Почему не черные ходят первыми? Имеются ли у вас дома любимые шахматы, которыми играете только Вы (например первый набор или сделанные дедушкой и т.д.)? Кто первый Ваш шахматный учитель?

1. Играть в шахматы можно фигурками из любого материала. Но шахматисты любят больше деревянные. Имеют значение вес и размер фигурки. Это особенно важно, когда шахматисты играют в условиях цейтнота и делают ходы почти на ощупь. Привычная по размеру фигурка точно встанет на нужную клетку.2. К сожалению, для девочек, это так. Уровень мальчиков выше. Но пусть они не отчаиваются, есть самородки и среди них. Один из ярких примеров – венгерская шахматистка Юдит Полгар. Две её старшие сестры также очень сильные спортсменки. Глава этого семейства – замечательный педагог Ласло Полгар – сумел обеспечить дочерям все условия для занятий шахматами с детства. Они не учились в традиционной школе, учебные занятия велись на дому, девочки 6-8 часов отдавали шахматам. Юдит с детства играла только с мужчинами. Она входила в десятку сильнейших шахматистов мира. Её успехи говорят о том, что, в принципе, девушки могут играть на самом высоком уровне.

Преимущество мальчиков в том, что они от природы воины. У них развито стратегическое мышление. Мальчишки играют более жёстко, агрессивно. Девочек, когда они только начинают играть в шахматы, больше привлекают внешние детали. Ну, и конечно, не в их пользу меньшая конкуренция. Я читал исследования психологов, они считают, что вообще-то девочки могут догнать мальчишек лет этак через 30-50. Но при условии большой игровой практики и серьёзной конкуренции. Сейчас на шахматных турнирах на 50-70 мальчиков приходится 10-15 девочек. Очевидно, что шахматы, как стратегическая игра, больше нравится мальчикам.

3. По поводу случайности я соглашусь. Сильный шахматист наверняка выиграет у слабого большинство партий, если они будут играть, к примеру, 10 раз. Но одну партию и слабый может выиграть у сильного. По разным причинам. К примеру, из-за недооценки соперника или минутной потери концентрации. В шахматах постоянная концентрация внимания очень важна. А почему белые делают первый ход? Ну, должен же кто-то начинать!

4. Дома у меня шесть комплектов шахмат. Чтобы каким-то из них играл только я, такого нет. Если хочет поиграть дочь, она может взять любой.

Что касается первого шахматного учителя, то, помимо научившей играть меня мамы, его нет. Я самоучка. Могу сказать большое спасибо тем людям, которые меня обыгрывали за шахматной доской. Они, наверное, и были моими самыми большими учителями.

9. Николай

Добрый день! Скажите, чем ваш клуб отличается от спортивной секции шахмат?

- Наверное, размахом. Мы не только занимаемся подготовкой спортсменов, но и проводим на своей базе крупнейшие соревнования. В год у нас проходит около 40 соревнований разного уровня. Наши тренеры имеют высокую квалификацию и работают уже со спортсменами уровня сборной края. Как я говорил, мы пытаемся создать сеть своих филиалов, осуществляем методическую помощь специалистам шахмат в районах края.
10. natasha
Дмитрий Юрьевич, скажите, пожалуйста, какой у вас бюджет клуба и из чего он складывается? Если это, конечно, не конфиденциальная информация.

- В этом году наш бюджет составил 9 миллионов 100 тысяч рублей. Основные расходы – зарплата работников клуба, коммунальные платежи, укрепление материально-технической базы клуба, организация соревнований, повышение квалификации тренеров и судей, содержание гроссмейстерской школы.
up