Дмитрий Косачев: «Растим чемпионов – обучение шахматам детей дошкольного возраста»

08.04.2013

Наш коллега Дмитрий Косачев опубликовал интересную статью на сайте chessbarnaul.ru. В своем материале автор размышляет над темой организации шахматного всеобуча для ребят дошкольного возраста. предлагаем вашему вниманию эту публикацию:

- Сегодня в условиях усиления конкуренции в спорте, применении новейших информационных технологий, система подготовки юного шахматиста, безусловно, меняется. Как бывший детский тренер по шахматам и тренер своей дочери я частенько задумываюсь над  проблемой совершенствования шахматного мастерства ребят. Основная проблема лежит в организации системы, позволяющей дать возможность наибольшему числу ребят получить помощь в развитии своего таланта. Если мы хотим  создать на Алтае сильную шахматную школу надо начинать с самых первых ступеней.

У нас есть талантливые ребята и регулярное проведение сильных турниров, выезд на соревнования в другие регионы, наконец, открытие гроссмейстерской школы – все это замечательно и просто необходимо. Но, надо отметить, очень малое внимание уделяется ребятам, только начинающим постигать азы шахматного искусства. В первую очередь речь идет о детях дошкольного возраста. Изучая таблицы первенств Сибири и России до 8 лет я обратил внимание, что успеха достигают те дети, которые в 7-8 лет уже имеют 1-2 разряд. Любой посвященный знает, что достичь высокого разряда невозможно за 1-2 года. В среднем, для подготовки спортсмена 1 разряда требуется работа в течение 3-5 лет. А это говорит о том, что дети начинают заниматься шахматами с 4-5 лет. И так как конкурентная борьба с каждым годом продолжает усиливаться -  только ранняя специализация будет способствовать будущему успеху юного спортсмена.  Получается, что у нас ребенок вовлекается в занятия только с приходом в среднюю общеобразовательную школу.  А это уже поздно.  Поэтому успеха могут достичь только те юные шахматисты, родители которых имеют отношение к шахматам: тренеры, родители-игроки и т.п. Отсутствие системы массовой работы в условиях детского сада не способствует приходу в школу или ДЮСШ уже подготовленного ребенка.

Здесь хочется отметить собственный опыт. Я начал заниматься шахматами с дочерью в 1,5 года. Из 50 слов, которые она говорила в этом возрасте 3 относились непосредственно к шахматам: петя (пешка), коль (конь), коооль (король). В 2 года мы расставляли фигуры в начальную позицию. В 3 – знали ходы всех фигур. С 3 до 5 немного играли дома. В 5 лет стал ее водить регулярно в шахматный кружок. Ее сразу же взяли заниматься с ребятами второго года обучения – второклассниками.  И за год занятий она выполнила 3 разряд, стала вице-чемпионкой края, заняла 4 место на кубке Алтая в возрасте до 8 лет, наконец, стала абсолютной чемпионкой города среди детей дошкольного возраста. Тем не менее, это не говорит о какой-либо ее одаренности – просто старт был взят вовремя. И поэтому к первенству Сибири, проводимому в этом году в Барнауле мы подошли с самыми радужными надеждами. Дебют турнира – 2 победы заставил поверить в то, что 6-летняя девочка уже может бороться на равных с 8-летними соперницами. Однако, на финише в нашей копилке оказалось всего 4 из 9 очков и итоговое 16 место! А первые места делили традиционно дети из Бурятии и Иркутска. Единственное утешает, нам в этом возрасте еще играть 1,5 года – есть время усилиться и в следующем году дать конкурентный бой. А лучшей среди алтайских шахматисток стала Дивеева Дарья – чемпионка края – 15 место?!  Наши «звезды» оказались неконкурентоспособными. А это говорит о слабости оппозиции в крае. Ребенок никогда не будет прогрессировать, если не будет бороться с сильными соперниками. Получается, что работа с детьми-дошкольниками в Барнауле практически не ведется. Таким образом, уже на раннем этапе мы начинаем отставать от других регионов. Конечно, кто-то будет оспаривать утверждение о том, что чем раньше ребенок начнет систематические занятия, тем больших успехов он сможет достигнуть в последующем. В таких случаях начинают ставить в пример Ботвинника, научившегося играть в 12-летнем возрасте или, например, Магнуса Карлсена – претендента на шахматную корону, севшего за доску в 9 лет. Но это, скорее, исключение, чем правило, подтверждающее большой талант последних.

На мой взгляд, два критерия должны стать определяющими:

1.    Массовость, так как общеизвестно, что чем больше основание пирамиды, тем больше спортсменов достигнут вершины шахматного мастерства.

2.    Раннее выявление и отбор талантливых ребят позволит с малых лет начать работу с ними  и быстрее подвести юного спортсмена к 1 разряду.

Все это говорит о необходимости включения в календарный план программы развития шахмат в Алтайском крае систематическую работу с детьми дошкольного возраста! И начинать надо с возраста 5 лет.  Если мы хотим успешно конкурировать с детьми из других регионов России необходимо вести диалог с городским комитетом по образованию по включению шахматных занятий в режим работы ДОУ.

2 года занятий детьми с шахматами позволит:

1. С 5 до 6 лет в ходе ознакомительных занятий получить представление о шахматной игре. Цель этого периода – познакомить ребенка с правилами игры, ходами фигур. Занятия проводятся по 20-30 мин. в игровой форме. На второй год происходит отбор наиболее способных ребят для объединения их в более сильные группы.  К тому же, как показывает практика, отсев будет большой.

2. С 6 до 7 лет продолжение занятий, формирование групп заинтересованных детей – доведение их до уровня 4 разряда. Т.е. при поступлении в школу ребенок должен иметь минимум 4 разряд, а лучше – 3.

Именно поэтому задача состоит в том, чтобы осуществлять занятия на базе детских садов либо в кружковой форме с необременительной платой для родителей – 300-350 руб. в месяц (группа из 20 дошкольников позволит тренеру получить дополнительный заработок в размере 6.000 руб. (!)), либо за счет городского бюджета. Кроме того, необходимо разработка определенной программы, адаптированной к дошкольному возрасту и привлечение тренеров, у которых уже есть опыт работы с детьми 5-6 лет. Работы в этом направлении уже ведутся. Так, в частности, в интернете я нашел 2 заслуживающие внимания работы кемеровских педагогов: Обучение игре в шахматы детей дошкольного возраста/ сост. Л.Л. Коржова методическое пособие, 2008г. и Подготовка юных шахматистов с использованием компьютерных программ Балдин В.И., Емельянов М.Н. 2012г.) Предлагаю желающим ознакомиться с ними в Приложении.

Я призываю Шахматную Федерацию Алтайского края и заинтересованных лиц: родителей и тренеров подключиться к обсуждению этой проблемы.

 

up